29.07.2018 вступили в силу изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях
29.07.2018 вступили в силу изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения пограничной безопасности государства» от 27.02.2018 № 2293‑VIII, согласно которым было изменено главу 15: дополнено статьей 2044.
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.
Обоснование необходимости принятия изменений
Органы Госпогранслужбы во исполнение определенных законодательством Украины задач активно участвуют в противодействии нелегальной миграции на государственной границе Украины и в пределах контролируемых пограничных районов. Однако результаты реализации таких задач не всегда эффективны, прежде всего, из-за несовершенства и несоответствия законодательства относительно производства по делам об административных правонарушениях в пограничной сфере условиям настоящего.
В частности, сегодня Кодексом Украины об административных правонарушениях (КУоАП) за совершение злостного неповиновения законному распоряжению или требованию военнослужащего или работника Госпогранслужбы определена ответственность в виде штрафа от 85 до 170 грн, а за нарушение иностранцами правил пребывания в Украине — от 510 до 850 грн. Незаконное же пересечения государственной границы Украины или нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины или выезда из нее на сегодня наказывается штрафом от 1700 грн. При нынешней финансово-экономической ситуации такой размер штрафа (который имеет эквивалент от 4 до 60 евро) не является препятствием и не останавливает иностранца-правонарушителя от противоправных действий, а отсутствие в ч. 2 ст. 2041 КУоАП (незаконное пересечение госграницы группой лиц) взыскание в виде административного ареста, в отличие от ч. 1 этой статьи, побуждает организаторов незаконной переправки лиц через государственную границу осуществлять именно групповое переправки нелегальных мигрантов.
Учитывая то, что административные правонарушения, предусмотренные ст. 202, 203, 2041, 2042 КУоАП, являются нарушениями в сфере противодействия нелегальной миграции — глобальной проблемы современности, а потому ответственность за их совершение должна быть приближена к санкциям за совершение коррупционных правонарушений, также несут в себе угрозы международного правопорядка.
В соответствии со статьями 13-141 Закона Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» органы СБУ, ГМС и Госпогранслужбы уполномоченные при определенных обстоятельствах принимать решение о запрете въезда в Украину иностранцам и лицам без гражданства.
При этом, несмотря на принимаемые решения о запрете въезда в Украину лица, в отношении которых они приняты, все равно пытаются въехать в Украину. Так, на протяжении 2015-2016 годов органами Госпогранслужбы не пропущено в Украину более 2 тыс. таких лиц. Однако, действующим законодательством не предусмотрена какая-либо ответственность за совершение иностранцами и лицами без гражданства таких действий. Поэтому, предлагается установить такую ответственность, протоколы о чем будут иметь право составлять органы, уполномоченные законом принимать решения о запрете въезда.
Кроме того, Законом Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» не учтены основания для принятия такого решения в отношении иностранцев, которые в нарушение законодательства Украины посещают ВОТ АРК и ОРДЛО. Также, является не определенным срок, на который может быть запрещен въезд в Украину иностранцам или лицам без гражданства, и отсутствует дифференцированный подход к установлению срока такого запрета в зависимости от обстоятельств совершенного нарушения.
Временным порядком контроля за перемещением лиц, транспортных средств и грузов вдоль линии столкновения в пределах Донецкой и Луганской областей, утвержденным приказом первого заместителя руководителя Антитеррористического центра при Службе безопасности Украины (руководителя Антитеррористической операции на территории Донецкой и Луганской областей) от 12.06.2015 № 415‑ог (с последующими изменениями), предусмотрены соответствующие процедуры по перемещению лиц, транспортных средств и грузов в районе проведения антитеррористической операции (АТО).
Однако отдельные граждане и субъекты предпринимательской деятельности пытаются нарушать установленный в районе проведения АТО порядок, перемещаются как в район проведения АТО, так и из него вне установленных транспортных коридоров и КПВВ, чем создают угрозы жизни и здоровью для себя и других лиц, а также значительно затрудняют выполнение определенных задач органами, которые задействованы в соответствии с Законом Украины «О борьбе с терроризмом» как силы и средства АТО. Однако, привлечение к ответственности за незаконное пересечение линии соприкосновения законодательством не определена. Составление протоколов о совершении таких правонарушений предлагается предоставить должностным лицам, которые непосредственно участвуют в обеспечении проведения АТО — СБУ, Госпогранслужбы и Нацполиции.
Согласно ч. 2 ст. 2221 КУоАП от имени органов Госпогранслужбы рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе начальники этих органов и их заместители, а также руководители подразделений органов охраны государственной границы и морской охраны Госпогранслужбы, которые непосредственно выполняют задачи по охране государственной границы Украины.
В соответствии с определенными законодательством Украины заданиями органы Госпогранслужбы и их подразделения выполняют такие задания в круглосуточном режиме на различных участках ответственности вдоль линии государственной границы, пунктах пропуска через государственную границу, а также других определенных местах, в том числе находясь в значительной удаленности от подразделений постоянной дислокации. При таких обстоятельствах рассмотрение дел об административных правонарушениях, определенным кругом уполномоченных лиц, в порядке и в сроки, предусмотренные КУоАП, значительно усложняется.
Кроме того, с 10 февраля 2015 года в соответствии с требованиями п. 2 постановления Кабинета Министров Украины от 30.01.2015 № 38 «Некоторые вопросы повышения уровня национальной безопасности Украины» с целью обеспечения безопасности граждан, защиты их прав и свобод, законных интересов и исходя из принципов нерушимости государственной границы, территориальной целостности, политической и экономической независимости и суверенитета Украины в некоторых районах Донецкой и Луганской областей введен пограничный режим. Ответственность за его нарушение предусмотрена ст. 202 КУоАП, а противодействие этому правонарушению законодательством Украины отнесено к компетенции Госпогранслужбы.
В то же время персонал Госпогранслужбы, который осуществляет контроль за соблюдением пограничного режима в контролируемых пограничных районах Донецкой и Луганской областей, в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Украины «О Государственной пограничной службе Украины» не осуществляет задание по охране государственной границы, а осуществляет меры, направленные на борьбу с терроризмом, а также пресечению деятельности незаконных военизированных или вооруженных формирований (групп), организованных групп и преступных организаций, нарушивших порядок пересечения государственной границы Украины, а потому сегодня не уполномочен составлять соответствующие протоколы об административных правонарушениях по компетенции.
При таких условиях ст. 2221 КУоАП требует внесения изменений относительно определения круга лиц, уполномоченных рассматривать дела по компетенции Госпогранслужбы Украины, с учетом обстановки, которая меняется. Аналогичные положения имеют место в ст. 2222, 2301, 2341 и 239 КУоАП и дают право руководителям соответствующих органов определять перечень лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. В связи с этим следует привести требования ст. 217 КУоАП в соответствие с положениями этих статей.
18 ноября 2012 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно деятельности Министерства внутренних дел Украины, Министерства чрезвычайных ситуаций Украины, Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины, других центральных органов исполнительной власти, деятельность которых направляется и координируется через соответствующих министров» от 16.10.2012 № 5459-VI, которым, в частности, право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 203, 204, 205 и 206 КУоАП, предоставлено Государственной миграционной службе Украины — центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сферах миграции (иммиграции и эмиграции), в том числе противодействии нелегальной (незаконной) миграции, гражданства, регистрации физических лиц. До этих изменений такое право имели суды.
Вместе с тем, внесение соответствующих технических изменений, связанных с подведомственностью указанной категории дел об административных правонарушениях, относительно исключения ч. 1 ст. 203, 204, 205 и 206 КУоАП из ч. 1 ст. 255 КУоАП и включения в ч. 2 той же статьи, не осуществлено.
Кроме того, до внесения в законодательство указанных изменений, органы Госпогранслужбы имели право составлять протоколы о совершении иностранцами и лицами без гражданства административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 203 КУоАП, которые обнаруживались в контролируемых пограничных районах, что, как правило, значительно удалены от места дислокации территориальных подразделений миграционной службы. В результате такой деятельности к административной ответственности за это правонарушение ежегодно привлекалось до 1,5 тыс. человек с постепенным уменьшением этого количества на 10-15 %. Такая деятельность пограничников демонстрирует ее положительное влияние на миграционное состояние приграничья.
Указанное правонарушение аналогичное тому, что предусмотрено ч. 2 ст. 203 КУоАП, за исключением того, что последнее обнаруживается в пунктах пропуска через государственную границу и рассматривается уполномоченными лицами Госпогранслужбы на месте обнаружения правонарушения во время непосредственного следования через государственную границу на выезд из Украины. Ежегодно таких правонарушений обнаруживается около 25 тыс. Процедура документирования правонарушения требует определенного времени, а отправка транспортных средств ограничена соответствующим расписанием движения. Из-за этого пассажиры вынуждены откладывать выезд и несут неизбежнын убытки. В связи с этим, возникает неотложная необходимость включения этого правонарушения в перечень таких, которые не требуют составления протокола об административном правонарушении в случае, если лицо не оспаривает допущенное нарушение и административное взыскание, налагаемое на него.
Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования положений судебной защиты иностранцев и лиц без гражданства и урегулирования отдельных вопросов, связанных с противодействием нелегальной миграции» № 1379‑VIII от 19.05.2016 к компетенции органов охраны государственной границы и ГМС отнесено новый вид правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 1853 КУоАП, однако соответствующие изменения в ст. 258 КУоАП не внесены. Это привело к тому, что указанные органы получив полномочия составлять протоколы по этой статье с последующим их направлением для рассмотрения судом не могут этого сделать, поскольку по этим правонарушениям, в соответствии со ст. 258 КУоАП, протоколы не составляются.
27 апреля 2014 года вступил в силу Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины», которым в связи с невозможностью осуществления правосудия судами в АР Крым и г. Севастополе изменено территориальную подсудность всех судебных дел, подсудных этим судам по уголовным, гражданским, хозяйственным и административным делам. Однако, подсудность судебных дел об административных правонарушениях не изменено. Это не позволяет органам Госпогранслужбы эффективно противодействовать административным правонарушением, предусмотренным ст. 2042 КУоАП «Нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее», которые обнаруживаются не только в КПВВ на административной границе между АР Крым и материковой частью Украины, но и других пунктах пропуска через государственную границу уже после незаконного попадания ними на территорию других государств из АР Крым.
Также, органы охраны государственной границы в действующих пунктах пропуска материковой части Украины выявляют факты незаконного пересечения капитанами морских судов государственной границы Украины путем выхода за пределы территориального моря Украины из АР Крым без прохождения погранично-таможенного оформления. Такие действия квалифицируются как административное правонарушение, предусмотренное ст. 2041 КУоАП, а также связанные с нарушением таможенных правил, ответственность за которые предусмотрена ст. 482 Таможенного кодекса Украины. Рассмотрение этой категории дел на сегодня относится к исключительной компетенции судов, расположенных на территории АР Крым.
Цель изменений
Целью проекта является внесение изменений в ст. 18510, 203, 2041, 2042, 2221, 255, 258 и 276 КУоАП, установление двух новых видов административной ответственности (ст. 2031 и 2044 КУоАП), а также дополнений в законы Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины», «О Государственной пограничной службе Украины», «Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства» и «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины» для усовершенствования мер, которые принимаются Госпогранслужбой в противодействие нелегальной миграции на государственной границе и другим правонарушениям в пограничной сфере.
28.07.2018 вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Украины
28.07.2018 вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Украины, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины» от 03.07.2018 № 2477‑VIII, согласно которым были изменены:
1) статья 165: изменено подпункт 165.1.14 пункта 165.1;
2) статья 166: изложено в новой редакции подпункт 166.3.3 пункта 166.3.
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.
Обоснование необходимости принятия изменений
На сегодня в соответствии с подпунктом 165.1.4 пункта 165.1 статьи 165 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога не включаются такие доходы как алименты, выплачиваемые налогоплательщику согласно решению суда или по добровольному решению сторон в суммах, определенных в соответствии с Семейным кодексом Украины, за исключением выплаты алиментов нерезидентом независимо от их размера, если иное не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.
В случае если источник выплат любых налогооблагаемых доходов является иностранным, сумма такого дохода включается в общий годовой налогооблагаемый доход налогоплательщика — получателя, который обязан подать годовую налоговую декларацию, и облагается налогом по ставке, определенной пунктом 167.1 статьи 167 этого Кодекса (подпункт 170.11.1 пункта 170.11 статьи 170 Кодекса).
Таким образом, согласно нормам Кодекса, есть исключение — алименты от нерезидента. Они включаются в налогооблагаемый доход получателя, если иное не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.
Следовательно, плательщик налога, который получает алименты от нерезидента, обязан включить сумму таких доходов в состав общего годового налогооблагаемого дохода и уплатить в бюджет налог на доходы физических лиц по ставке 18 процентов и военный сбор по ставке 1,5 процента.
В целях соблюдения принципа равенства всех плательщиков перед законом, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации, законопроектом предлагается исключить из Кодекса норму относительно включения в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога дохода в виде алиментов от нерезидента.
Также в соответствии с подпунктом 166.1.1 пункта 166.1 статьи 166 Кодекса налогоплательщик на доходы физических лиц имеет право на налоговую скидку по результатам отчетного налогового года.
Так, на сегодня Кодексом предусмотрено право налогоплательщика на налоговую скидку, в частности, на сумму средств, уплаченных в пользу отечественных высших и профессионально-технических учебных заведений для компенсации стоимости получения среднего профессионального или высшего образования такого налогоплательщика и/или члена его семьи первой степени родства.
Законопроектом предлагается внести изменение в Кодекс, согласно которому предусматривается включение в налоговую скидку также суммы средств, уплаченных налогоплательщиком в пользу отечественных учреждений дошкольного, внешкольного, общего среднего образования для компенсации стоимости получения соответствующего образования такого налогоплательщика и/или члена его семьи первой степени родства.
Цель изменений
Проект Закона разработан с целью:
изъятие из Кодекса нормы относительно включения в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога доходов в виде алиментов от нерезидента;
включение в налоговую скидку суммы средств, уплаченных плательщиком налога на доходы физических лиц в пользу отечественных учреждений дошкольного, внешкольного, общего среднего образования для компенсации стоимости получения соответствующего образования такого налогоплательщика и/или члена его семьи первой степени родства.
26.07.2018 вступили в силу изменения в Уголовный процессуальный кодекс Украины
26.07.2018 вступили в силу изменения в Уголовный процессуальный кодекс Украины, предусмотренные Законом Украины «О выполнении Соглашения между Украиной и Королевством Нидерландов о международном правовом сотрудничестве в отношении преступлений, связанных с сбиванием самолета рейса МН17 Малайзийских авиалиний 17 июля 2014 года» от 12.07.2018 № 2507‑VIII, согласно которым было изменено раздел XI: дополнено пунктом 203.
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.
Обоснование необходимости принятия изменений
07 июля 2017 было заключено Соглашение между Украиной и Королевством Нидерландов о международном правовом сотрудничестве в отношении преступлений, связанных с сбиванием самолета рейса МН17 Малайзийских авиалиний 17 июля 2014 года.
В соответствии с пунктами «б» и «е» части второй статьи 9 Закона Украины «О международных договорах Украины» Соглашение подлежит ратификации как такое, которое касается прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и выполнения которой обусловливает изменение законов Украины или принятия новых законов Украины.
Частью седьмой статьи 9 Закона предусмотрено, что если на ратификацию подается международный договор, выполнение которого требует принятия новых или внесения изменений в действующие законы Украины, проекты таких законов подаются на рассмотрение Верховной Рады Украины вместе с проектом закона о ратификации и принимаются одновременно.
Проект Закона Украины «О выполнении Соглашения между Украиной и Королевством Нидерландов о международном правовом сотрудничестве в отношении преступлений, связанных со сбиванием самолета рейса МН17 Малайзийских авиалиний 17 июля 2014 года» (далее — проект Закона) разработан с целью законодательного урегулирования особенностей выполнения Соглашения в Украине в частности, в части определения процессуального порядка исполнения запроса компетентного органа Королевства Нидерландов об обеспечении участия лица в качестве обвиняемого в судебном производстве на территории Королевства Нидерландов в режиме видеоконференции, а также урегулирование порядка реализации права человека на защиту в суде Королевства Нидерландов.
Цель изменений
Целью проекта Закона является законодательное урегулирование внутреннего порядка выполнения положений Соглашения в Украине, в частности четкого процессуального определения действий всех компетентных органов Украины и установление гарантий права на правовую помощь лицам, которые обвиняются в совершении преступлений, указанных в Соглашении.
25.07.2018 вступили в силу изменения в Кодекс законов о труде Украины
25.07.2018 вступили в силу изменения в Кодекс законов о труде Украины, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно социальной защиты пострадавших участников Революции Достоинства и некоторых других лиц» от 22.05.2018 № 2443‑VIII, согласно которым были изменены :
1) статья 42: изменено пункт 5 части 2;
2) статья 772: изменено название и текст статьи.
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.
Обоснование необходимости принятия изменений
Законом Украины «О внесении изменений в Закон «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» относительно усиления социальной защиты участников антитеррористической операции, участников Революции Достоинства и членов семей погибших таких лиц» № 2203 от 14.11.2017, который вступил в силу 24 февраля 2018 года, в частности:
1) предоставлен статус пострадавшего участника Революции Достоинства лицам, которые во исполнение Закона Украины «Об установлении государственной помощи пострадавшим участникам массовых акций гражданского протеста и членам их семей» включены в перечень лиц, которые во время участия в массовых акциях гражданского протеста получили телесные повреждения (тяжелые, средней тяжести, легкие), но такие повреждения не повлекли инвалидности, и обратились за медицинской помощью в период с 21 ноября 2013 года по 30 апреля 2014 года.
Таким лицам предоставлено право на льготы и другие социальные гарантии, установленные для участников боевых действий статьей 12 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» (далее — Закон о статусе ветеранов войны).
В то же время, льготы и другие социальные гарантии, предусмотренные для участников боевых действий Законом о статусе ветеранов войны, дублируются в других законодательных актах, в частности, в Кодексе законов о труде Украины, Жилищном кодексе Украинской ССР, законах Украины «Об отпусках», «О профессионально-техническом образовании », «Об охране детства», «О высшем образовании» и другими.
В связи с этим возникла необходимость во внесении изменений в такие законодательные акты;
2) предоставлен статус лица с инвалидностью вследствие войны лицам, которые стали лицами с инвалидностью вследствие ранений или других повреждений здоровья, полученных от взрывчатых веществ, боеприпасов и военного вооружения на территории проведения антитеррористической операции до 1 декабря 2014 года, а с 1 декабря 2014 года — на территории проведения антитеррористической операции, где органы государственной власти осуществляют свои полномочия, и в населенных пунктах, расположенных на линии соприкосновения, во время проведения антитеррористической операции. Связь инвалидности с ранением или другим повреждением здоровья, полученным указанными лицами, устанавливается по заключению медико-социальной экспертизы в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.
В то же время, согласно статье 7 Закона Украины «О реабилитации лиц с инвалидностью в Украине», медико-социальная экспертиза совершеннолетних лиц проводится медико-социальными экспертными комиссиями, а детей — врачебно-консультативными комиссиями лечебно-профилактических учреждений.
В связи с этим возникла необходимость во внесении изменений в Закон о статусе ветеранов войны;
3) термин «Великая Отечественная война» заменено на термин «Вторая мировая война».
В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения в другие законодательные акты Украины.
Требует также приведения в соответствие со статьей 9 Закона о статусе ветеранов войны норм статей 6, 7 и 10 этого Закона в части определения статуса работников предприятий, учреждений, организаций, которые принимали непосредственное участие в обеспечении проведения антитеррористической операции, находясь непосредственно в районах антитеррористической операции в период ее проведения.
При урегулировании указанных выше вопросов в соответствующие законодательные акты одновременно вносятся изменения:
а) в части изменения термина «инвалид», «ребенок-инвалид», «инвалид с детства» и «инвалид войны» соответственно на термины «лицо с инвалидностью», «ребенок с инвалидностью», «человек с инвалидностью с детства» и «человек с инвалидностью вследствие войны»;
б) в связи с вступлением в силу с 24.02.2018 года Закона Украины «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях» № 2268. Одновременно Комитетом прорабатывается законопроект в части внесения таких же изменений в около 100 других законодательных актов.
Цель изменений
Предложенный проект Закона разработан с целью обеспечения реализации Закона Украины «О внесении изменений в Закон «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» относительно усиления социальной защиты участников антитеррористической операции, участников Революции Достоинства и членов семей погибших таких лиц» № 2203 от 14.11. 2017.
25.07.2018 вступили в силу изменения в Жилищный кодекс Украинской ССР
25.07.2018 вступили в силу изменения в Жилищный кодекс Украинской ССР, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно социальной защиты пострадавших участников Революции Достоинства и некоторых других лиц» от 22.05.2018 № 2443‑VIII, согласно которым были изменены:
1) статья 45: дополнено абзацем 4 часть 1, считать абзацами 5‑14 абзацы 4‑13 части 1, изменено абзацы 8 и 9 части 1;
2) статья 125: изменено абзацы 2 и 6;
3) кодекс: изменено слова в тексте кодекса.
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.
Обоснование необходимости принятия изменений
Законом Украины «О внесении изменений в Закон «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» относительно усиления социальной защиты участников антитеррористической операции, участников Революции Достоинства и членов семей погибших таких лиц» № 2203 от 14.11.2017, который вступил в силу 24 февраля 2018 года, в частности:
1) предоставлен статус пострадавшего участника Революции Достоинства лицам, которые во исполнение Закона Украины «Об установлении государственной помощи пострадавшим участникам массовых акций гражданского протеста и членам их семей» включены в перечень лиц, которые во время участия в массовых акциях гражданского протеста получили телесные повреждения (тяжелые, средней тяжести, легкие), но такие повреждения не повлекли инвалидности, и обратились за медицинской помощью в период с 21 ноября 2013 года по 30 апреля 2014 года.
Таким лицам предоставлено право на льготы и другие социальные гарантии, установленные для участников боевых действий статьей 12 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» (далее — Закон о статусе ветеранов войны).
В то же время, льготы и другие социальные гарантии, предусмотренные для участников боевых действий Законом о статусе ветеранов войны, дублируются в других законодательных актах, в частности, в Кодексе законов о труде Украины, Жилищном кодексе Украинской ССР, законах Украины «Об отпусках», «О профессионально-техническом образовании », «Об охране детства», «О высшем образовании» и другими.
В связи с этим возникла необходимость во внесении изменений в такие законодательные акты;
2) предоставлен статус лица с инвалидностью вследствие войны лицам, которые стали лицами с инвалидностью вследствие ранений или других повреждений здоровья, полученных от взрывчатых веществ, боеприпасов и военного вооружения на территории проведения антитеррористической операции до 1 декабря 2014 года, а с 1 декабря 2014 года — на территории проведения антитеррористической операции, где органы государственной власти осуществляют свои полномочия, и в населенных пунктах, расположенных на линии соприкосновения, во время проведения антитеррористической операции. Связь инвалидности с ранением или другим повреждением здоровья, полученным указанными лицами, устанавливается по заключению медико-социальной экспертизы в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.
В то же время, согласно статье 7 Закона Украины «О реабилитации лиц с инвалидностью в Украине», медико-социальная экспертиза совершеннолетних лиц проводится медико-социальными экспертными комиссиями, а детей — врачебно-консультативными комиссиями лечебно-профилактических учреждений.
В связи с этим возникла необходимость во внесении изменений в Закон о статусе ветеранов войны;
3) термин «Великая Отечественная война» заменено на термин «Вторая мировая война».
В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения в другие законодательные акты Украины.
Требует также приведения в соответствие со статьей 9 Закона о статусе ветеранов войны норм статей 6, 7 и 10 этого Закона в части определения статуса работников предприятий, учреждений, организаций, которые принимали непосредственное участие в обеспечении проведения антитеррористической операции, находясь непосредственно в районах антитеррористической операции в период ее проведения.
При урегулировании указанных выше вопросов в соответствующие законодательные акты одновременно вносятся изменения:
а) в части изменения термина «инвалид», «ребенок-инвалид», «инвалид с детства» и «инвалид войны» соответственно на термины «лицо с инвалидностью», «ребенок с инвалидностью», «человек с инвалидностью с детства» и «человек с инвалидностью вследствие войны»;
б) в связи с вступлением в силу с 24.02.2018 года Закона Украины «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях» № 2268. Одновременно Комитетом прорабатывается законопроект в части внесения таких же изменений в около 100 других законодательных актов.
Цель изменений
Предложенный проект Закона разработан с целью обеспечения реализации Закона Украины «О внесении изменений в Закон «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» относительно усиления социальной защиты участников антитеррористической операции, участников Революции Достоинства и членов семей погибших таких лиц» № 2203 от 14.11. 2017.
24.07.2018 вступили в силу изменения в Уголовный процессуальный кодекс Украины
24.07.2018 вступили в силу изменения в Уголовный процессуальный кодекс Украины в связи с принятием Решения Конституционного Суда Украины по делу по конституционному представлению Уполномоченного Верховной Рады по правам человека относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) части шестой статьи 216 Уголовного процессуального кодекса Украины от 24.04. 2018 № 3-р/2018, в соответствии с которыми было изменено статью 216: утратила силу часть 6.
В качестве обоснования неконституционности вышеуказанного положения в соответствующем Решении Конституционного Суда Украины было указано, в частности, следующее.
Обоснование Решения Конституционного Суда Украины
Полномочия следственных органов Министерства юстиции Украины (далее — Министерство) осуществлять досудебное расследование преступлений, совершенных на территории или в помещениях Государственной уголовно-исполнительной службы Украины (далее — Служба), делает возможным злоупотребления со стороны работников пенитенциарных учреждений, ненадлежащее обращение с лицами, находящимися в учреждениях исполнения наказаний или следственных изоляторах, а также сокрытие таких злоупотреблений и иных противоправных посягательств соответствующими служебными (должностными) лицами Министерства, в том числе по сообщениям, заявлениям и жалобам потерпевших лиц. То есть отнесение к компетенции органов Министерства осуществления досудебного расследования, следователи которых уполномоченные расследовать любые преступления, совершенные на территории или в помещениях Службы, способствует возникновению условий, препятствующих привлечению к уголовной ответственности работников Службы, которые могут быть причастны к совершению преступлений против жизни, здоровья и достоинства лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Конституционный Суд Украины отмечает, что установленная частью шестой статьи 216 Уголовного процессуального кодекса Украины подследственность преступлений, совершенных на территории или в помещениях Службы, во взаимосвязи с соответствующим нормативно-правовым регулированием по функционированию следственных органов Службы не способна обеспечить осуществление эффективного расследования нарушений конституционных прав человека на жизнь и уважение его достоинства, что делает невозможным выполнение государством его главной конституционной обязанности — утверждение и обеспечение прав и свобод человека.
Следовательно, Конституционный Суд Украины пришел к выводу, что часть шестая статьи 216 Уголовного процессуального кодекса Украины противоречит статье 3, частям первой, второй статьи 27, частям первой, второй статьи 28 Конституции Украины (является неконституционной).
23.07.2018 вступили в силу изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях
23.07.2018 вступили в силу изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, предусмотренные Законом Украины «Об энергетической эффективности зданий» от 22.06.2017 № 2118-VIII, согласно которым были изменены:
1) глава 8: дополнено статьей 962;
2) статья 221: изменено статью;
3) статья 255: изменены пункты 2 и 25 части 1.
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.
Обоснование необходимости принятия изменений
Проект Закона Украины «Об энергетической эффективности зданий» (далее — законопроект) разработан Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины совместно с Государственным агентством по энергосбережению и энергоэффективности Украины с целью урегулирования на законодательном уровне вопроса о повышении энергетической эффективности зданий.
Одним из важных обязательств Украины, как полноправного члена Энергетического сообщества, является имплементация в национальное законодательство требований Директивы Европейского Парламента и Совета ЕС 2010/31/ЕС «Об энергетической эффективности зданий» (далее — Директива) в рамках выполнения ратифицированного Договора об учреждении Энергетического сообщества.
В Украине отсутствует специальное законодательство в сфере обеспечения энергетической эффективности зданий. Техническое состояние подавляющего большинства существующих зданий и энергетических систем не позволяет обеспечивать адекватный уровень энергетических характеристик зданий.
Принятие законопроекта обеспечит урегулирования правовых и организационных основ деятельности в сфере обеспечения энергетической эффективности зданий.
Законопроект согласован Секретариатом Энергетического Сообщества от 16.11.2015 и соответствует требованиям положений Директивы ЕС 2010/31/ЕС «Об энергетической эффективности зданий».
Цель изменений
Целью законопроекта является определение правовых, экономических и организационных основ деятельности в сфере обеспечения энергетической эффективности зданий, создание условий для рационального потребления в них энергетических ресурсов.
04.07.2018 вступили в силу изменения в Таможенный кодекс Украины
04.07.2018 вступили в силу изменения в Таможенный кодекс Украины, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины относительно уточнения некоторых положений» от 19.06.2018 № 2464-VIII, согласно которым были изменены:
1) статья 370: изложено в новой редакции пункт 18 части 1;
2) раздел ХХ: изменено абзацы 1-4 пункта 41.
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.
Обоснование необходимости принятия изменений
24 февраля 2018 вступил в силу Закон Украины «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях», которым определены особенности государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях. Этим Законом предусмотрено, в частности, осуществление мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях в порядке статьи 51 Устава Организации Объединенных Наций.
Пунктом 3 части первой статьи 5 Закона Украины «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях» предусмотрено, что для обеспечения государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях органы государственной власти и их должностные лица, действуя на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины принимают меры по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации. Таким образом в период осуществления таких мероприятий возможны и в дальнейшем вооруженные противостояния, которые нуждаются в соответствующее ресурсное и материальное обеспечение.
Пункт 41 раздела ХХ «Заключительные и переходные положения» Таможенного кодекса Украины предусматривает освобождение от налогообложения ввозной пошлиной ряда специальных средств индивидуальной защиты, лекарственных средств и медицинских изделий только в период проведения антитеррористической операции и / или введения военного положения. Указанная налоговая льгота позволяет значительно удешевить стоимость ввоза перечисленных средств на таможенную территорию Украины.
В то же время, для удешевления стоимости такой продукции и недопущения увеличения расходов Государственного бюджета Украины или уменьшения объема закупок необходимой продукции для целей обороны в период осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях в порядке статьи 51 Устава Организации Объединенных Наций, в случае их осуществления не одновременно с антитеррористической операцией, необходимо распространить эти льготы и на указанный период.
Цель изменений
Целью внесения изменений в Таможенный кодекс Украины является распространение льгот по уплате ввозной пошлины, которые временно действуют на период проведения антитеррористической операции и на период осуществления мероприятий по отражению вооруженной агрессии в порядке статьи 51 Устава Организации Объединенных Наций (в том числе на период осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях).
04.07.2018 вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Украины
04.07.2018 вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Украины, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменений в раздел ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно отношений, связанных с осуществлением мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской федерации в Донецкой и Луганской областях» от 19.06.2018 № 2463‑VIII, согласно которым были изменены:
1) подраздел 2 раздела ХХ: изменено абзацы 1‑4 пункта 32;
2) подраздел 10 раздела ХХ: изменено абзац 2 подпункта 1.7 пункта 161.
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.
Обоснование необходимости принятия изменений
24 февраля 2018 вступил в силу Закон Украины «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях», которым определены особенности государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях. Этим Законом предусмотрено, в частности, осуществление мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях в порядке статьи 51 Устава Организации Объединенных Наций.
Пунктом 3 части первой статьи 5 Закона Украины «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях» предусмотрено, что для обеспечения государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях органы государственной власти и их должностные лица, действуя на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины принимают меры по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации. Таким образом в период осуществления таких мероприятий возможны и в дальнейшем вооруженные противостояния.
Налоговый кодекс Украины предусматривает ряд норм, которые устанавливают налоговые льготы, особенности взимания и уплаты налогов и сборов на период проведения антитеррористической операции. Среди них, в частности:
— льготы по уплате военного сбора с доходов в виде денежного обеспечения сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и других лиц на период их непосредственного участия в антитеррористической операции;
— льготы по налогообложению налогом на добавленную стоимость операций по ввозу на таможенную территорию Украины и поставке на таможенной территории Украины ряда специальных средств индивидуальной защиты, лекарственных средств и медицинских изделий, продукции оборонного назначения.
В случае завершения антитеррористической операции и начала осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях указанные положения Налогового кодекса Украины прекратят свое действие. Вместе с тем, поскольку предусмотренные законодательством меры по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях не предусматривают прекращение военных действий, а меняют формат противостояния и отпора вооруженной агрессии, очевидна необходимость продлить действие этих норм и на указанный период.
Цель изменений
Целью внесения изменений в Налоговый кодекс Украины является распространение действия норм, которые временно действуют на период проведения антитеррористической операции, также и на период осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, осуществляются путем проведения операции Объединенных сил (ООС).
01.07.2018 вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Украины
01.07.2018 вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Украины, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году» от 07.12.2017 № 2245-VIII, согласно которым было изменено статью 226: дополнено абзацем 2 пункт 226.4.
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.
Обоснование необходимости принятия изменений
На рассмотрение Верховной Рады Украины внесены взаимосвязаны относительно цели представления и пути реализации законопроекта, которые имеют непосредственное отношение к ресурсному обеспечению бюджетных поступлений в Государственный бюджет Украины в 2018 году:
— о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно пересмотра ставок некоторых налогов (рег. № 6776 от 20.07.2017 года), поданный Кабинетом Министров Украины;
— о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно приближения ставок акцизного налога на табачные изделия до минимального уровня, действующего в ЕС (рег. № 7110 от 13.09.2017 года), поданный народным депутатом Украины Кривенко В. В., и альтернативный проект о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно приближения ставок акцизного налога на табачные изделия до минимального уровня, действующего в ЕС (рег. № 7110‑1 от 11.07.2017 года), поданный Кабинетом Министров Украины.
Законопроект реестр. № 7110 предусматривает увеличение ставок акцизного налога на табачные изделия с целью их приближения к европейским стандартам, то есть направлен на урегулирование аналогичных с правительственными законопроектами реестр. №№ 7110‑1 и 6776 вопросов по ставкам акцизного налога на табачные изделия.
По заключению Главного научно-экспертного управления Аппарата Верховной Рады Украины законопроекты реестр. №№ 6776, 7110, 7110‑1 целесообразно рассматривать совместно.
Министерство финансов Украины в своем письме № 11320‑02‑2/28722 от 23.10.2017 года предлагает поддержать законопроект реестр. № 6776 с учетом изменений, предусмотренных законопроектом реестр. № 7110‑1.
Для обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году и учета законодательных предложений субъектов права законодательной инициативы в части ставок налогов, внесенных указанными проектами законов, Комитетом на базе проектов реестр. №№ 6776, 7110, 7110‑1 в соответствии с частью второй статьи 110 Регламента Верховной Рады Украины подготовлен доработанный законопроект.
Цель изменений
Целью доработанного законопроекта является обеспечение сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году, в том числе путем выполнения требований пункта 4 раздела ХІХ Налогового кодекса Украины относительно ежегодного пересмотра ставок некоторых налогов, определенных в абсолютных значениях, а также постепенное до 2025 года повышение ставок акцизного налога на табачные изделия на исполнение Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны, относительно приближении ставок акцизного налога на табачные изделия до минимального уровня, действующего в ЕС (в соответствии с Приложением XXVIII к настоящему Соглашению (ст. 353).