27.09.2018 вступили в силу изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях
27.09.2018 вступили в силу изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по реформированию сферы парковки транспортных средств» от 21.12.2017 № 2262‑VIII, согласно которым были изменены:
1) статья 142: изложено в новой редакции статью;
2) статья 33: изложено в новой редакции часть 2;
3) статья 122: изложено в новой редакции примечание;
4) глава 10: дополнено статей 1272;
5) статья 1521: изложено в новой редакции название, части 1‑4, изменено абзац 1 части 5, дополнено абзацами 3 и 4 примечание;
6) статья 213: изменено пункт 2;
7) статья 218: изменено части 1 и 2;
8) статья 219: изложено в новой редакции статью;
9) статья 249: изложено в новой редакции часть 1;
10) статья 251: изменено часть 1;
11) статья 255: изменено абзац 2 части 1, изложено в новой редакции пункт 2;
12) статья 258: изменено части 2, 4 и 5,
13) статья 2652: изменено название, части 1, 3, 6 и 7;
14) глава 20: дополнено статей 2654;
15) статья 268: изменено часть 1;
16) статья 277: изменено часть 2;
17) статья 2791: изложено в новой редакции статью;
18) статья 2792: изложено в новой редакции статью;
19) статья 2793: изложено в новой редакции статью;
20) статья 2794: изложено в новой редакции статью;
21) статья 280: изменено статью;
22) статья 283: изменено абзац 1 части 3, изложено в новой редакции абзац 4 части 3 и часть 4;
23) статья 285: изменено часть 9;
24) статья 288: изменены пункты 1 и 2 части 1, включено пункт 4 в часть 1;
25) статья 289: изменено статью;
26) статья 291: изменено часть 1, изложено в новой редакции часть 2;
27) статья 299: изменено часть 3;
28) статья 3001: изложено в новой редакции статью.
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.
Обоснование необходимости принятия изменений
Анализ существующего состояния системы парковки транспортных средств в Украине свидетельствует, что организационные, нормативно-правовые и финансовые условия функционирования указанной системы не соответствуют ни потребностям участников дорожного движения, ни требованиям населения, ни европейским практикам в этой сфере.
Так, водители достаточно часто не оплачивают услуги по парковке, пренебрегают законными требованиями инспекторов-парковщиков, оставляют транспортные средства на тротуарах или на проезжих частях улиц, иногда в несколько рядов, что затрудняет движение транспорта, создает пробки, приводит к потерям времени законопослушными водителями и пассажирами общественного транспорта, существенно загрязняет воздух и тому подобное.
Значительная часть средств, уплаченных за парковку автотранспорта, не доходит в бюджеты городов, ведь сама система наличного расчета между водителем и инспектором-парковщиком создает возможности для манипулирования и провоцирует инспектора на поиск путей направления оплаты за парковку мимо местной казны в собственный карман.
Низкие поступления в бюджет не дают муниципалитетам возможностей обустраивать удобные парковки, строить подземные и наземные парковочные комплексы, в т. ч. в центральных частях городов, создавать «перехватывающие» паркинги на транспортных развязках, привлекать инвестиции в развитие парковочной инфраструктуры.
В целом такая ситуация вредит не только водителям, пассажирам и пешеходам, а вообще всем жителям — членам соответствующих местных общин.
Европейский и мировой опыт свидетельствует, что причиной такой печальной ситуации не является человеческий фактор; наоборот, главной проблемой является несовершенные правила парковки транспортных средств, прежде всего законодательное регулирование этой сферы.
Система парковки в Украине кардинально отличается от аналогов, эффективно работающих в странах ЕС и мира. В частности, в успешных развитых странах функционируют простые и удобные для участников дорожного движения механизмы, характеризующихся наличием следующих элементов:
1) обеспечение соблюдения правил парковки и 100-процентной оплаты услуг по парковке за счет действенных санкций за нарушение этих правил;
2) доступность и комфортность услуг по парковке, широкий спектр удобных способов их оплаты, в частности, с использованием специальных программ для смартфонов;
3) автоматический и достоверный учет средств, уплаченных за парковку, гарантированное направление их по назначению — в местные бюджеты;
4) развитие инфраструктуры парковки, в том числе создание «перехватывающих» парковочных комплексов;
5) разгрузка (высвобождение) центральной части городов путем стимулирования пользоваться общественным транспортом, как надежным и финансово выгодным, а также экологическими и компактными видами транспорта — велосипедами, электромобилями и тому подобное;
6) действенная борьба с пробками путем неизбежной эвакуации автомобилей, затрудняющих или блокирующих движение транспорта;
7) штрафные санкции за нарушение правил парковки при отсутствии на месте водителя применяются, как правило, к собственнику автомобиля.
Справка: согласно части второй § 188 Закона о дорожном движении Эстонской Республики штраф за парковку оплачивается владельцем механического транспортного средства или прицепа к нему. Если в дорожно-транспортный реестр включено ответственного пользователя транспортного средства или прицепа к нему, штраф за парковку уплачивается ответственным пользователем.
Согласно Общим правилам гражданского правоприменения нарушений парковки Англии № 3483 (2007 г.), принятых Государственным секретарем по вопросам транспорта, в порядке осуществления полномочий, предусмотренных в разделах 72, 73 (3), 79, 88 и 89 Закона Англии о регулировании дорожного движения 2004 года, лицом, с которой взимается штраф за парковку, является владелец транспортного средства, кроме случаев, когда транспортное средство было нанято другим лицом или фирмой, при этом лицо‑наниматель подписала заявление об ответственности, а владелец может сделать переадресацию штрафа на лицо‑нанимателя транспортного средства.
Создание подобной системы в Украине должно начаться из совершенствования законодательного механизма. Практика свидетельствует об очень низкой эффективности и недееспособности положений Кодекса Украины об административных правонарушениях, регулирующих ответственность за нарушение правил парковки.
Так, органом привлечения к административной ответственности водителей за нарушение правил парковки транспортных средств в настоящее время определены административные комиссии при исполнительных органах сельских, поселковых, городских советов, а составление админпротоколов за совершение таких нарушений КУоАП возлагается на лиц, уполномоченных исполнительными органами этих местных советов. В то же время, отсутствие ответственности водителей за невыполнение требований инспекторов-парковщиков предъявить водительское удостоверение для составления соответствующего протокола об административных правонарушениях приводит к массовому игнорированию водителями необходимости оплаты стоимости услуг по парковке.
Инспекторы-парковщики лишены возможности задокументировать и оформить должным образом факт совершения правонарушения, ведь они просто не знают на кого выписывать протокол об административных правонарушениях. Сложной, длительной и бюрократически обременительной является также сама процедура рассмотрения таких дел административными комиссиями при исполнительных органах местных советов.
Справка: согласно официальным статистическим данным по всей Украине за весь 2015 год было привлечено к ответственности по ст. 1521 КУоАП всего 257 (!) человек (оформлялось 0,7 правонарушения в день) наложено штрафов на сумму 43,2 тыс. грн; уплачено добровольно 24,2 тыс. грн (или 66 гривен в день).
Другой важной проблемой является отсутствие надежного и действенного механизма привлечения к ответственности за нарушение правил остановки‑стоянки транспортных средств в населенных пунктах Украины. Без решения этой проблемы навести порядок на автодорогах и улицах городов Украины практически невозможно. Ведь автолюбители очень часто паркуются не на платных парковках, а в местах, где запрещена остановка-стоянка, иногда в несколько рядов, создавая значительные препятствия движению транспорта.
Колоссальный дискомфорт жителям украинских городов наносят также отдельные случаи дерзкого нарушения правил остановки и стоянки транспортных средств, когда автомобиль оставляют прямо на проезжей части, иногда во второй или третьей полосе движения. Такие «горе‑нарушители» иногда не просто искусственно создают заторы, а могут полностью заблокировать движение трамваев, троллейбусов, технологического и аварийного транспорта. В этом случае за несколько минут остановки движения образуются пробки в несколько километров, которые наносят огромный моральный и материальный ущерб тысячам жителей.
Поэтому именно местная власть является наиболее заинтересованной в наведении порядка на улично‑дорожной сети населенных пунктов и прекращении распространенной практики парковки транспортных средств в местах, где запрещена не только стоянка, а даже остановка. Однако, на сегодняшний день привлечения к ответственности за нарушение правил остановки‑стоянки является сферой ответственности исключительно Национальной полиции.
Вместе с этим, оформление дел о нарушении правил остановки‑стоянки или быстрое реагирование на ситуацию, в частности, проведение оперативной эвакуации автомобилей, блокирующих движение транспорта, может отвлекать полицейских от решения более важных дел или даже быть обременительным, ведь главной функцией Национальной полиции является обеспечение прежде всего безопасности дорожного движения.
Учитывая, что решение всех выше обозначенных проблем требует срочного решения на законодательном уровне, предлагается рассмотреть и принять проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по реформированию сферы парковки транспортных средств».
Цель изменений
Проект Закона разработан с целью внедрения в Украине цивилизованной комфортной системы парковки транспортных средств, которая основана на европейской практике и балансирует интересы местной общины и автомобилистов.
01.09.2018 вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Украины
01.09.2018 вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Украины, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменения в подраздел 2 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно некоторых вопросов налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по вывозу за пределы таможенной территории Украины масличных культур» от 22.05.2018 № 2440‑VIII, согласно которым было изменено пункт 63 подраздела 2 раздела ХХ: дополнено абзацем 4.
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.
Обоснование необходимости принятия изменений
Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году» № 2245‑VIII подраздел 2 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины дополнен новым пунктом 63 согласно которому операции по вывозу за пределы таможенной территории Украины в таможенном режиме экспорта с 1 сентября 2018 года до 31 декабря 2021 года соевых бобов (товарная позиция 1201 согласно УКТ ВЭД) и с 1 января 2020 года до 31 декабря 2021 года — семена сурепицы или рапса (товарная позиция 1205 согласно УКТ ВЭД) освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость и по таким операциям не производится бюджетное возмещение налога на добавленную стоимость.
Введение такой нормы вызвало возмущение у субъектов хозяйствования, занимающихся выращиванием и экспортом масличных культур. По их мнению, такая норма создает неблагоприятные, дискриминационные условия деятельности по сравнению с другими сельскохозяйственными товаропроизводителями, а потому, противоречит части третьей статьи 42 Конституции Украины в соответствии с которой государство обеспечивает защиту конкуренции в предпринимательской деятельности, а также не допускается неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестная конкуренция.
С целью защиты интересов сельскохозяйственных производителей, экспортирующих масличные культуры, в Верховной Раде Украины зарегистрировано альтернативные законопроекты:
о внесении изменения в Налоговый кодекс Украины относительно некоторых вопросов налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по вывозу за пределы таможенной территории Украины масличных культур, поданного народным депутатом Украины Мирошниченко И. В. и другими народными депутатами Украины (регистр. № 7403 от 14.12.2017 г.);
о внесении изменения в раздел ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно некоторых вопросов налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по вывозу за пределы таможенной территории Украины технических масличных культур, поданный народным депутатом Украины Вилкулом О. Ю. (регистр. № 7403‑1 от 21.12 .2017 г.);
о внесении изменения в Налоговый кодекс Украины относительно некоторых вопросов налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по вывозу за пределы таможенной территории Украины масличных культур (регистр. № 7403‑2 от 29.12.2017 г.),
которыми предлагается исключить пункт 63 подраздела 2 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины.
Следует отметить, что принятие нормы Налогового кодекса Украины о введении освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по вывозу за пределы таможенной территории Украины в таможенном режиме экспорта с 1 сентября 2018 года до 31 декабря 2021 года соевых бобов (товарная позиция 1201 согласно УКТ ВЭД) и с 1 января 2020 года до 31 декабря 2021 года — семена сурепицы или рапса (товарная позиция 1205 согласно УКТ ВЭД) было результатом тщательного изучения и обработки многочисленных обращений масложировых предприятий и профильных ассоциаций. Целью ее принятия было стимулирование развития в Украине предприятий по переработке семян масличных культур, обеспечение загрузки уже действующих отечественных перерабатывающих мощностей, уменьшение удельного веса экспорта сельскохозяйственного сырья, которая может быть переработана в Украине и стимулирования условий для создания новых рабочих мест.
Поэтому на сегодняшний день возникла ситуация, когда отдельные народные депутаты Украины заняли категорическую позицию относительно принятия законопроекта регистр. № 7403‑2 от 29.12.2017 г., поддерживая интересы исключительно сельскохозяйственных производителей масличных культур и игнорируя требования предприятий отечественной масложировой отрасли, которые, в свою очередь, выразили категорические возражения относительно его принятия.
Такие возражения предприятий перерабатывающей отрасли основываются на том, что в 2017 году мощности по переработке соевых бобов были загружены на 16,1 процент, а по переработке семян рапса только на 3 процента. Вместе с тем, введение в Украине экспортных пошлин на семена подсолнечника позволило в свое время довести загрузку отечественных перерабатывающих мощностей подсолнечника до 65 процентов и сделать Украину мировым лидером по производству и экспорту подсолнечного масла.
Опираясь на такой положительный опыт государственного регулирования, предприятия масложировой отрасли и профильные ассоциации настаивают на сохранении законодательных норм, которые также будут стимулировать развитие перерабатывающей отрасли в Украине и будут способствовать повышению уровня загрузки отечественных перерабатывающих мощностей сои и семян рапса.
Учитывая необходимость поиска компромиссного пути решения данного вопроса в Комитете Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики наработан проект нового текста законопроекта, которым предусматривается возврат бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость только сельскохозяйственным производителям при экспорте ими выращенных сои и семян рапса.
Цель изменений
Целью законопроекта является защита прав и законных интересов сельскохозяйственных производителей, экспортирующих масличные культуры, и стимулирование развития в Украине предприятий по переработке семян масличных культур.