Новости
05.12.2019

12.10.2018 вступили в силу изменения в Земельный кодекс Украины

12.10.2018 вступили в силу изменения в Земельный кодекс Украины, предусмотренные Законом Украины «О стратегической экологической оценке» от 20.03.2018 № 2354‑VIII, согласно которым было изменено статью 186: изменено абзац 1 части 1, дополнено абзацем 3 часть 1, принято считать абзацы 3‑5 части 1 абзацами 4‑6.

В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.

Обоснование необходимости принятия изменений

Проект Закона Украины «О стратегической экологической оценке» (далее — законопроект) разработан во исполнение:

пунктов 158, 160 Национального плана действий по охране окружающей природной среды на 2011‑2015 годы, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Украины от 25 мая 2011 года № 577;

пункта 239 плана мероприятий по имплементации Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским Сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны на 2014‑2017 годы, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Украины от 17 сентября 2014 года № 847.

В Украине отсутствуют механизмы учета экологической оценки при разработке и принятии проектов документов государственного планирования.

Внедрение стратегической экологической оценки позволит осуществить такую ​​оценку до принятия решения об утверждении документов государственного планирования в соответствии с требованиями Директивы 2001/24/ЕС Европейского Парламента и Совета от 27 июня 2001 года об оценке последствий отдельных планов и программ для окружающей среды.

Цель изменений

Целью законопроекта является установление сферы применения и порядка осуществления стратегической экологической оценки, механизма проведения трансграничных консультаций, информирования о принятом решении и мониторинга воздействия выполнения документа государственного планирования на окружающую среду.

11.10.2018 вступили в силу изменения в Жилищный кодекс Украинской ССР

11.10.2018 вступили в силу изменения в Жилищный кодекс Украинской ССР, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления социальной защиты отдельных категорий лиц из числа жертв нацистских преследований и политических репрессий» от 18.09.2018 № 2542‑VIII, согласно которым были изменены:

1) статья 45: дополнено абзацем 4 часть 1, считать абзацами 5‑15 абзацы 4‑14;

2) статья 46: дополнено абзацем 3 часть 1, считать абзацами 4‑12 абзацы 3‑11.

В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.

Обоснование необходимости принятия изменений

Законопроект разработан на основании ст. 93, ст. 110 Регламента Верховной Рады Украины, ст. 12, ст. 15, ст. 16 Закона Украины «О комитетах Верховной Рады Украины», по результатам доработки в Комитете проекта Закона Украины о внесении изменений в Закон Украины «О жертвах нацистских преследований» относительно восстановления льгот (рег. № 3815), поданного народными депутатами Украины Королевской Н. Ю. и Солодом Ю. В.

До 2006 года жертвы нацистских преследований были отнесены к соответствующим категориям ветеранов войны и льготы для них определялись согласно Закону Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты». В частности, бывшие несовершеннолетние (которым на момент заключения не исполнилось 18 лет) узники концентрационных лагерей, гетто, других мест принудительного содержания по объему предоставления льгот были приравнены к участникам боевых действий, а бывшие малолетние (которым на момент заключения не исполнилось 14 лет) узники концентрационных лагерей, гетто и других мест принудительного содержания, признанным инвалидами — к инвалидам войны.

Начиная с 2006 года льготы для этих категорий лиц в полном объеме определены статьями 61 и 62 Закона Украины «О жертвах нацистских преследований».

В соответствии с Законом Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» № 76‑VIII от 28.12.2014 года для бывших несовершеннолетних и бывших малолетних узников концентрационных лагерей, гетто, других мест принудительного содержания лиц с 1 июня 2015 года отменено право на бесплатный проезд всеми видами городского и междугородного пассажирского транспорта, а льготы по оплате за жилищно-коммунальные услуги, на бесплатное получение лекарств и бесплатное зубопротезирование с 1 июля 2015 года предоставляются при условии, если размер среднемесячного совокупного дохода семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев не превышает величины дохода, который дает право на налоговую социальную льготу (в 2016 году – 1930 грн).

В то же время льготы, предусмотренные Законом Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» для инвалидов войны и участников боевых действий предоставляются в полном объеме.

Учитывая указанное, бывшие несовершеннолетние и малолетние узники концентрационных лагерей, гетто, других мест принудительного содержания должны быть уравнены в льготах, предоставляемых государством инвалидам войны и участникам боевых действий.

Вместе с тем, в целях соблюдения принципа социальной справедливости, государство обязано предоставить аналогичную поддержку гражданам, которые стали жертвами политических репрессий, осуществлявшихся в течении 1917‑1991 годов коммунистическим тоталитарным режимом на территории Украины — были необоснованно осуждены за свою политическую деятельность, высказывания и религиозные убеждения и отбывших наказание в виде лишения свободы или принудительного помещения в лечебные заведения и реабилитированы в соответствии со статьей 1 Закона Украины «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине».

Цель изменений

Проект Закона разработан с целью соблюдения принципа социальной справедливости в части обеспечения социальной защиты отдельных категорий лиц из числа жертв нацистских преследований и жертв политических репрессий на Украине.

11.10.2018 вступили в силу изменения в Кодекс законов о труде Украины

11.10.2018 вступили в силу изменения в Кодекс законов о труде Украины, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления социальной защиты отдельных категорий лиц из числа жертв нацистских преследований и политических репрессий» от 18.09.2018 № 2542‑VIII, согласно которым были изменены:

1) статья 42: изменено пункт 5 части 2;

2) статья 772: изменено название статьи.

В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.

Обоснование необходимости принятия изменений

Законопроект разработан на основании ст. 93, ст. 110 Регламента Верховной Рады Украины, ст. 12, ст. 15, ст. 16 Закона Украины «О комитетах Верховной Рады Украины», по результатам доработки в Комитете проекта Закона Украины о внесении изменений в Закон Украины «О жертвах нацистских преследований» относительно восстановления льгот (рег. № 3815), поданного народными депутатами Украины Королевской Н. Ю. и Солодом Ю. В.

До 2006 года жертвы нацистских преследований были отнесены к соответствующим категориям ветеранов войны и льготы для них определялись согласно Закону Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты». В частности, бывшие несовершеннолетние (которым на момент заключения не исполнилось 18 лет) узники концентрационных лагерей, гетто, других мест принудительного содержания по объему предоставления льгот были приравнены к участникам боевых действий, а бывшие малолетние (которым на момент заключения не исполнилось 14 лет) узники концентрационных лагерей, гетто и других мест принудительного содержания, признанным инвалидами — к инвалидам войны.

Начиная с 2006 года льготы для этих категорий лиц в полном объеме определены статьями 61 и 62 Закона Украины «О жертвах нацистских преследований».

В соответствии с Законом Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» № 76‑VIII от 28.12.2014 года для бывших несовершеннолетних и бывших малолетних узников концентрационных лагерей, гетто, других мест принудительного содержания лиц с 1 июня 2015 года отменено право на бесплатный проезд всеми видами городского и междугородного пассажирского транспорта, а льготы по оплате за жилищно-коммунальные услуги, на бесплатное получение лекарств и бесплатное зубопротезирование с 1 июля 2015 года предоставляются при условии, если размер среднемесячного совокупного дохода семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев не превышает величины дохода, который дает право на налоговую социальную льготу (в 2016 году – 1930 грн).

В то же время льготы, предусмотренные Законом Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» для инвалидов войны и участников боевых действий предоставляются в полном объеме.

Учитывая указанное, бывшие несовершеннолетние и малолетние узники концентрационных лагерей, гетто, других мест принудительного содержания должны быть уравнены в льготах, предоставляемых государством инвалидам войны и участникам боевых действий.

Вместе с тем, в целях соблюдения принципа социальной справедливости, государство обязано предоставить аналогичную поддержку гражданам, которые стали жертвами политических репрессий, осуществлявшихся в течении 1917‑1991 годов коммунистическим тоталитарным режимом на территории Украины — были необоснованно осуждены за свою политическую деятельность, высказывания и религиозные убеждения и отбывших наказание в виде лишения свободы или принудительного помещения в лечебные заведения и реабилитированы в соответствии со статьей 1 Закона Украины «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине».

Цель изменений

Проект Закона разработан с целью соблюдения принципа социальной справедливости в части обеспечения социальной защиты отдельных категорий лиц из числа жертв нацистских преследований и жертв политических репрессий на Украине.

11.10.2018 вступили в силу изменения в Бюджетный кодекс Украины

11.10.2018 вступили в силу изменения в Бюджетный кодекс Украины в связи с принятием Решения Конституционного Суда Украины по делу по конституционному представлению Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) отдельных положений абзаца первого пункта 40 раздела VI «Заключительные и переходные положения» Бюджетного кодекса Украины от 11.10.2018 № 7‑р/2018, в соответствии с которыми утратили силу отдельные положения абзаца 1 пункта 40 раздела VI.

В качестве обоснования неконституционности вышеуказанных положений в соответствующем Решении Конституционного Суда Украины было указано, в частности, следующее.

Обоснование Решения Конституционного Суда Украины

По содержанию абзаца первого пункта 40 раздела VI «Заключительные и переходные положения» Бюджетного кодекса Украины (далее — Кодекс), отдельные положения которого оспариваются, при осуществлении полномочий по контролю за соблюдением бюджетного законодательства в части мониторинга пенсий, пособий, льгот, субсидий, других социальных выплат Министерство финансов Украины (далее — Министерство) имеет право на бесплатное получение информации, содержащей персональные данные, и на доступ к автоматизированным информационным и справочным системам, реестрам и банкам данных, держателем (администратором) которых являются государственные органы или органы местного самоуправления. Для получения и обработки таких персональных данных Министерство не нуждается в получении на это согласия физических лиц (абзац второй пункта 40 раздела VI «Заключительные и переходные положения» Кодекса).

По исследованию указанных положений Кодекса следует, что вмешательство в конституционное право человека на частную жизнь путем получения и обработки его персональных данных без согласия этого лица осуществляет Министерство на основании закона, а именно отдельных положений абзаца первого пункта 40 раздела VI «Заключительные и переходные положения» Кодекса, с целью контроля за соблюдением бюджетного законодательства в части мониторинга пенсий, пособий, льгот, субсидий, других социальных выплат.

Конституционный Суд Украины считает, что полномочия Министерства на бесплатное получение информации, содержащей персональные данные, является дискреционными, а потому крайне необходимо, чтобы оспариваемые положения Кодекса, которые являются основанием для осуществления соответствующих полномочий Министерством, согласовывались с конституционным принципом верховенства права, в частности такими его элементами, как юридическая определенность и запрет произвола.

По мнению Конституционного Суда Украины, Министерство может быть наделено полномочиями по получению и обработке информации, содержащей персональные данные, только для достижения легитимной цели. Однако из-за отсутствия каких-либо границ дискреции, установленной законом, относительно дальнейших действий с информацией, содержащей персональные данные, исключается даже минимальная защита субъекта персональных данных, не обеспечивается предсказуемость применения отдельных положений абзаца первого пункта 40 раздела VI «Заключительные и переходные положения» Кодекса.

Конституционный Суд Украины отмечает, что оспариваемыми положениями Кодекса не предусмотрено критериев определения содержания и объема информации, содержащей персональные данные, категорий лиц как субъектов персональных данных, промежутков времени, которых должны касаться персональные данные, сроков, порядка и условий их хранения, то есть четко не установлены границы полномочий Министерства как центрального органа исполнительной власти при осуществлении им полномочий по контролю за соблюдением бюджетного законодательства в части мониторинга пенсий, пособий, льгот, субсидий, других социальных выплат, что делает невозможным наступление ответственности за возможные злоупотребления.

Приведенное дает Конституционному Суду Украины основания утверждать, что отдельные положения абзаца первого пункта 40 раздела VI «Заключительные и переходные положения» Кодекса не отвечают критерию качества закона в смысле части второй статьи 32 Конституции Украины, поскольку они противоречат таким элементам принципа верховенства права, как юридическая определенность и запрет произвола, что может привести к нарушению конституционного права каждого на частную жизнь.

Итак, Конституционный Суд Украины констатирует, что отдельные положения абзаца первого пункта 40 раздела VI «Заключительные и переходные положения» Кодекса относительно права Министерства получать информацию, содержащую персональные данные, противоречат части первой статьи 8, части второй статьи 32 Конституции Украины.

06.10.2018 вступили в силу изменения в Уголовный кодекс Украины

06.10.2018 вступили в силу изменения в Уголовный кодекс Украины, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменения в статью 149 Уголовного кодекса Украины относительно приведения в соответствие с международными стандартами» от 06.09.2018 № 2539‑VIII, согласно которым было изложено в новой редакции статью 149.

В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.

Обоснование необходимости принятия изменений

Уголовный кодекс Украины предусмотрел статьей 149 ответственность за торговлю людьми или другое незаконное соглашение относительно человека.

Как показал правовой анализ указанной статьи, отдельные ее положения, в частности в части определения понятия «торговля людьми» не соответствуют положениям Конвенции ООН против национальной организованной преступности и Протокола к ней о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее.

Так, положениями национального законодательства, в частности статей 149 Уголовного кодекса Украины не предоставлено четкого определения понятию «торговля людьми», что затрудняет правоприменение указанной статьи Уголовного кодекса Украины на практике.

Вместе с тем, в статье 149 Уголовного кодекса Украины уголовная ответственность за деяния, предусмотренные настоящей статьей, не согласуется с международным законодательством.

В связи с этим проектом предлагается определить три составляющие объективной стороны этого преступления и предусмотреть, что торговлей людьми являются:

1) вербовка, перемещение, сокрытие, передача или получение человека;

2) совершенные с целью эксплуатации;

3) с использованием обмана, мошенничества, шантажа, уязвимого состояния лица, принуждения, либо путем подкупа третьего лица для получения согласия на эксплуатацию человека.

Не менее важным является вопрос установления на национальном уровне нормы, предусматривающей ответственность за торговлю людьми независимо от наличия согласия жертвы на будущую ее эксплуатацию, если к ней был применен любой из мер воздействия (то есть обман, шантаж, угроза насилием и т. д.)

Указанный подход будет соответствовать положениям пункта b статьи 3 Протокола, предусматривающей, что согласие жертвы торговли людьми на запланированную эксплуатацию не принимается во внимание, если было использовано любое из средств воздействия.

Наконец следует обратить внимание, что положения статьи 149 Уголовного кодекса Украины не предусматривают усиленной ответственности в случае совершения указанного преступления:

— в сочетании с похищением жертвы;

— родителями, усыновителями, опекунами или попечителями в отношении несовершеннолетнего;

— преступной организацией.

Цель изменений

Проект разработан с целью приведения положений Уголовного кодекса Украины в соответствие с нормами Конвенции ООН против национальной организованной преступности и Протокола к ней о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее.

04.10.2018 вступили в силу изменения в Таможенный кодекс Украины

04.10.2018 вступили в силу изменения в Таможенный кодекс Украины, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины и некоторые другие законы Украины относительно внедрения механизма «единого окна» и оптимизации осуществления контрольных процедур при перемещении товаров через таможенную границу Украины» от 06.09.2018 № 2530‑VIII, согласно которым были изменены:

1) статья 4: дополнено пунктами 51, 131 и 191 часть 1, исключено пункт 91 части 1, изложено в новой редакции пункт 42 части 1;

2) статья 31: изменено часть 1, дополнено частями 6 и 7;

3) статья 33: изложено в новой редакции часть 3;

4) глава 5: дополнено статьей 331;

5) статья 53: изменено пункт 7 части 2;

6) статья 110: дополнено пунктом 13 части 3;

7) статья 122: изменено пункт 2 части 5;

8) статья 140: изменено статью;

9) статья 149: изменено пункт 1 части 2, часть 4, дополнено пунктами 3 и 4 часть 7;

10) статья 155: дополнено частью 4;

11) статья 196: изменено пункт 1 части 1, изложено в новой редакции пункт 2 части 1, изменено пункт 3 части 1, дополнено частью 3;

12) статья 197: изменено часть 1, изложено в новой редакции часть 2;

13) глава 33: дополнено статьей 2221;

14) статья 233: изложено в новой редакции часть 4, изменено часть 5;

15) статья 235: изложено в новой редакции пункт 4 части 1;

16) статья 237: изложено в новой редакции часть 2, изменено часть 3;

17) статья 255: изменено пункт 4 части 2;

18) статья 257: изменено части 1 и 2;

19) статья 259: изменено часть 8;

20) статья 264 дополнено абзацами 2 и 3 часть 2;

21) статья 318: дополнено частью 7;

22) статья 319: изложено в новой редакции статью;

23) статья 320: изменено часть 3;

24) статья 331: изменено часть 1;

25) статья 332: изменено часть 2;

26) статья 334: изменено часть 6;

27) статья 335: дополнено абзацем 2 части 2;

28) статья 339: изменено часть 1;

29) статья 355: дополнено частью 2,

30) статья 363: изложено в новой редакции статью;

31) статья 365: дополнено частью 9;

32) статья 369: изменено часть 1;

33) статья 371: изменено части 3 и 4;

34) статья 372: изменено часть 2, дополнено частью 6;

35) статья 380: изменено часть 2;

36) статья 452: дополнено частью 4;

37) статья 468: изменено часть 1;

38) статья 491: изменено пункт 2 части 1;

39) статья 561: изменено часть 2;

40) статья 585: дополнено частью 3;

41) раздел ХХ: изложено в новой редакции подпункт 4 пункта 4, дополнено пунктами 71, 73 и 91.

В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.

Обоснование необходимости принятия изменений

В последнее время ведется активный диалог между государством, общественными организациями и бизнесом по упрощению процедур трансграничной торговли товарами. Создание и использование механизма «единого окна» для международной торговли признается лучшей мировой практикой, способствует международной торговле и, одновременно, повышает институциональные возможности государственных органов.

В августе 2016 года Правительством сделан первый шаг для введения «единого окна», однако функционирование и развитие этого механизма практически невозможно в связи с отсутствием необходимых законодательных изменений.

Так, по данным Аналитического отчета «Упрощение процедур торговли в Украине: оценки и ожидания бизнеса — 2017» (далее — Аналитический отчет), подготовленного Институтом экономических исследований и политических консультаций, использование принципа «единого окна» еще не получило широкого распространения — лишь 20% опрошенных предприятий сообщили, что имеют опыт прохождения таможенных формальностей с использованием этого принципа.

Остается распространенной практика предоставления документов одновременно в бумажной и электронной форме. Необходимость дублирования подачи документов еще и в бумажной форме объясняется существующими законодательными и нормативным требованиям.

Для 52% опрошенных экспортеров и 54% опрошенных импортеров затраты времени на таможне не изменились.

Таким образом, до сих пор не достигнута главная цель создания механизма «единого окна» — упрощение процедур торговли и сокращения временных издержек бизнеса на осуществление процедур оформления товаров за счет однократного предоставления предприятием унифицированного набора сведений, которые должны использоваться всеми контролирующими органами, через «единое окно».

Разработка и принятие проекта Закона обусловлены необходимостью улучшения условий ведения внешнеэкономической деятельности в Украине, уменьшения времени, необходимого для осуществления экспортно-импортных операций и, соответственно, улучшения инвестиционной привлекательности Украины путем законодательного урегулирования взаимодействия между органами доходов и сборов, другими государственными органами и участниками трансграничной торговли с использованием механизма «единого окна».

Важность внедрения «единого окна» на границе признается Всемирной таможенной организацией (Рамочные стандарты ВТО), Европейской Экономической Комиссией ООН (Рекомендации 33‑35 Центра по упрощению процедур торговли и электронных деловых операций СЕФАКТ ООН), Соглашением об Ассоциации между Украиной и ЕС (статья 76 по применению руководящих принципов ЕС, таких как Таможенные прототипы (Customs blueprints).

Принятие законопроекта обеспечит выполнение ряда международно-правовых обязательств Украины в рамках Всемирной торговой организации, а именно:

— по созданию и поддержке единого окна, предусмотренного пунктом 4 статьи 10 Соглашения об упрощении процедур торговли, которая является частью Марракешского соглашения об учреждении Всемирной торговой организации (внесена в Приложении 1А к Соглашению ВТО согласно Протоколу о внесении изменений в Марракешское соглашения об учреждении Всемирной торговой организации торговли, совершенному 27 ноября 2014 года в г. Женеве). Указанное Соглашение вступило в силу 22 февраля этого года после ратификации 110 странами — членами ВТО, в том числе и Украиной (ратифицирована Законом Украины от 04.11.2015 № 745‑VIII);

— по приведению существующих сегодня процедур контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины, и законодательных оснований для их осуществления в соответствии с Соглашением ВТО «О применении санитарных и фитосанитарных мер», которое является неотъемлемой частью Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации и обязательное для всех членов ВТО, в том числе и для Украины.

Цель изменений

Целью разработки и принятия проекта Закона являются:

— создание надлежащей законодательной базы для внедрения и функционирования механизма «единого окна» на границе, что является важным фактором для улучшения условий ведения внешнеэкономической деятельности в Украине, уменьшения времени, необходимого для осуществления экспортно-импортных операций, улучшения инвестиционной привлекательности Украины, а также повышение институциональных возможностей государственных органов по осуществлению контроля за международной торговлей;

— отмена положений, которые прямо или косвенно указывают на необходимость представления субъектом внешнеэкономической деятельности или таможенным брокером бумажного документа, выданного одним государственным органом, другому государственному органу;

— отмена необоснованных препятствий для экспорта украинских товаров путем согласования положений части восьмой статьи 319 Таможенного кодекса Украины и требований Законов «О ветеринарной медицине», «О карантине растений», «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов» по осуществлению контрольных процедур в отношении экспортируемых товаров согласно требованиям страны назначения, а не в обязательном порядке;

— приведение существующих сегодня процедур контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины, и законодательных оснований для их осуществления в соответствии с Соглашением ВТО «О применении санитарных и фитосанитарных мер», которое является неотъемлемой частью Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации и обязательное для всех членов ВТО, в том числе и для Украины.

04.10.2018 вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Украины

04.10.2018 вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Украины, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины и некоторые другие законы Украины относительно внедрения механизма «единого окна» и оптимизации осуществления контрольных процедур при перемещении товаров через таможенную границу Украины» от 06.09.2018 № 2530‑VIII, согласно которым было изменено статью 166: дополнено подпунктом 166.3.9 пункт 166.3.

В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.

Обоснование необходимости принятия изменений

В последнее время ведется активный диалог между государством, общественными организациями и бизнесом по упрощению процедур трансграничной торговли товарами. Создание и использование механизма «единого окна» для международной торговли признается лучшей мировой практикой, способствует международной торговле и, одновременно, повышает институциональные возможности государственных органов.

В августе 2016 года Правительством сделан первый шаг для введения «единого окна», однако функционирование и развитие этого механизма практически невозможно в связи с отсутствием необходимых законодательных изменений.

Так, по данным Аналитического отчета «Упрощение процедур торговли в Украине: оценки и ожидания бизнеса — 2017» (далее — Аналитический отчет), подготовленного Институтом экономических исследований и политических консультаций, использование принципа «единого окна» еще не получило широкого распространения — лишь 20% опрошенных предприятий сообщили, что имеют опыт прохождения таможенных формальностей с использованием этого принципа.

Остается распространенной практика предоставления документов одновременно в бумажной и электронной форме. Необходимость дублирования подачи документов еще и в бумажной форме объясняется существующими законодательными и нормативным требованиям.

Для 52% опрошенных экспортеров и 54% опрошенных импортеров затраты времени на таможне не изменились.

Таким образом, до сих пор не достигнута главная цель создания механизма «единого окна» — упрощение процедур торговли и сокращения временных издержек бизнеса на осуществление процедур оформления товаров за счет однократного предоставления предприятием унифицированного набора сведений, которые должны использоваться всеми контролирующими органами, через «единое окно».

Разработка и принятие проекта Закона обусловлены необходимостью улучшения условий ведения внешнеэкономической деятельности в Украине, уменьшения времени, необходимого для осуществления экспортно-импортных операций и, соответственно, улучшения инвестиционной привлекательности Украины путем законодательного урегулирования взаимодействия между органами доходов и сборов, другими государственными органами и участниками трансграничной торговли с использованием механизма «единого окна».

Важность внедрения «единого окна» на границе признается Всемирной таможенной организацией (Рамочные стандарты ВТО), Европейской Экономической Комиссией ООН (Рекомендации 33‑35 Центра по упрощению процедур торговли и электронных деловых операций СЕФАКТ ООН), Соглашением об Ассоциации между Украиной и ЕС (статья 76 по применению руководящих принципов ЕС, таких как Таможенные прототипы (Customs blueprints).

Принятие законопроекта обеспечит выполнение ряда международно-правовых обязательств Украины в рамках Всемирной торговой организации, а именно:

— по созданию и поддержке единого окна, предусмотренного пунктом 4 статьи 10 Соглашения об упрощении процедур торговли, которая является частью Марракешского соглашения об учреждении Всемирной торговой организации (внесена в Приложении 1А к Соглашению ВТО согласно Протоколу о внесении изменений в Марракешское соглашения об учреждении Всемирной торговой организации торговли, совершенному 27 ноября 2014 года в г. Женеве). Указанное Соглашение вступило в силу 22 февраля этого года после ратификации 110 странами — членами ВТО, в том числе и Украиной (ратифицирована Законом Украины от 04.11.2015 № 745‑VIII);

— по приведению существующих сегодня процедур контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины, и законодательных оснований для их осуществления в соответствии с Соглашением ВТО «О применении санитарных и фитосанитарных мер», которое является неотъемлемой частью Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации и обязательное для всех членов ВТО, в том числе и для Украины.

Цель изменений

Целью разработки и принятия проекта Закона являются:

— создание надлежащей законодательной базы для внедрения и функционирования механизма «единого окна» на границе, что является важным фактором для улучшения условий ведения внешнеэкономической деятельности в Украине, уменьшения времени, необходимого для осуществления экспортно-импортных операций, улучшения инвестиционной привлекательности Украины, а также повышение институциональных возможностей государственных органов по осуществлению контроля за международной торговлей;

— отмена положений, которые прямо или косвенно указывают на необходимость представления субъектом внешнеэкономической деятельности или таможенным брокером бумажного документа, выданного одним государственным органом, другому государственному органу;

— отмена необоснованных препятствий для экспорта украинских товаров путем согласования положений части восьмой статьи 319 Таможенного кодекса Украины и требований Законов «О ветеринарной медицине», «О карантине растений», «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов» по осуществлению контрольных процедур в отношении экспортируемых товаров согласно требованиям страны назначения, а не в обязательном порядке;

— приведение существующих сегодня процедур контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины, и законодательных оснований для их осуществления в соответствии с Соглашением ВТО «О применении санитарных и фитосанитарных мер», которое является неотъемлемой частью Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации и обязательное для всех членов ВТО, в том числе и для Украины.

01.10.2018 вступили в силу изменения в Хозяйственный кодекс Украины

01.10.2018 вступили в силу изменения в Хозяйственный кодекс Украины, предусмотренные Законом Украины «Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности» от 21.12.2017 № 2258‑VIII, согласно которым были изменены:

1) статья 73: изменено абзац 1 части 8;

2) статья 90: изменено абзацы 2 и 3 части 3;

3) статья 362: изложено в новой редакции статью;

4) статья 363: изложено в новой редакции статью;

5) статья 364: изложено в новой редакции статью;

6) раздел VI: исключено статью 365.

В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.

Обоснование необходимости принятия изменений

Европейским парламентом и Советом Европейского Союза принято Директиву об обязательном аудите годовой отчетности и консолидированной отчетности от 17.05.2006 № 2006/43/ЕС (далее — Директива 2006/43/ЕС).

В соответствии с пунктом 340 Плана мероприятий по имплементации Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским Сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны, на 2014‑2017 годы, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Украины от 17.09.2014 № 847‑р, Министерство финансов Украины является главным исполнителем, ответственным за разработку проекта Закона Украины о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно осуществления аудиторской деятельности с целью имплементации положений Директивы 2006/43/ЕС.

Распоряжением Кабинета Министров Украины от 08.04.2015 № 345 «Об одобрении разработанных Министерством финансов планов имплементации некоторых актов законодательства ЕС в сфере бухгалтерского учета и аудита» одобрен План имплементации Директивы 2006/43/ЕС.

Согласно указанного Плана имплементация Директивы 2006/43/ЕС реализовывалась с учетом норм Регламента (ЕС) № 537/2014 Европейского Парламента и Совета от 16.04.2014 об особых требованиях относительно аудита общественно значимых субъектов хозяйствования (далее — Регламент 537/2014).

Учитывая вышеуказанное, Министерством финансов Украины разработан проект Закона Украины «Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности» (далее — законопроект).

Цель изменений

Целью законопроекта является:

повышение уровня доверия инвесторов к финансовой отчетности отечественных предприятий, в т. ч. государственных компаний, обеспечение ее прозрачности и сопоставимости;

дерегуляция аудиторской деятельности;

возможность выхода аудиторских компаний Украины на европейские рынки за счет признания эквивалентности систем;

расширение рынка аудиторской деятельности;

повышение престижа и доверия к деятельности аудиторов;

искоренение коррупции;

повышение доверия населения к украинским банкам, страховым компаниям, другим публичным компаниям, в т. ч. государственным предприятиям;

создание надлежащих условий для выхода национальных компаний на рынки капитала;

повышение доверия регуляторных органов к финансовой отчетности компании;

создание положительного инвестиционного климата Украины.

Архивы новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
3031     
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       

Сервіс клієнтів: тел.: (044) 223 34 67 e-mail: peredplata@zakoni.ua
Общество с ограниченной ответственностью «Редакция сборника «Вестник Украины»
Киевская область, Барышевский район
пгт Барышевка, ул. Октябрьская, 53
Адрес для переписки: 07501, Киевская область, Барышевский район,
пгт Барышевка,
а/я 25