22.05.2019 вступили в силу изменения в Таможенный кодекс Украины
22.05.2019 вступили в силу изменения в Таможенный кодекс Украины, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в связи с принятием Закона Украины «Об электронных доверительных услугах» от 16.05.2019 № 2725‑VIII, согласно которым были изменены пункты 92 и 93 раздела ХХ.
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.
Обоснование необходимости принятия изменений
С целью гармонизации украинского законодательства с законодательством Европейского Союза, а именно с Директивой 1999/93/ЕС Европейского Парламента и Совета от 13 декабря 1999 года о рамках Сообщества для электронных цифровых подписей, Верховной Радой Украины был принят Закон Украины от 22 мая 2003 года № 852‑IV «Об электронной цифровой подписи».
Указанный Закон определял правовой статус электронной цифровой подписи и регулировал отношения, возникающие при использовании электронной цифровой подписи.
За более чем три десятилетия существования сферы электронной цифровой подписи, введенной Законом Украины «Об электронной цифровой подписи», ряд законодательных актов включила в себя положения об особенностях использования электронной цифровой подписи в определенных сферах регулирования общественных отношений.
23 июля 2014 года на замену Директиве 1999/93/ЕС Европейского Парламента и Совета от 13 декабря 1999 года о рамках Сообщества для электронных цифровых подписей принят Регламент (ЕС) № 910/2014 Европейского парламента и Совета от 23 июля 2014 года по электронной идентификации и доверительных услугах для целей электронных транзакций на внутреннем рынке, что отменяет Директиву 1999/93/ЕС Европейского Парламента и Совета.
Закон Украины от 5 октября 2017 года № 2155‑VIII «Об электронных доверительных услугах» принят Верховной Радой Украины с целью реформирования законодательства в сфере электронной цифровой подписи путем гармонизации с положениями Регламента (ЕС) № 910/2014 Европейского парламента и Совета от 23 июля 2014 года по электронной идентификации и доверительных услугах для целей электронных транзакций на внутреннем рынке, что отменяет Директиву 1999/93/ЕС Европейского Парламента и Совета.
Указанный Закон направлен на внедрение в Украине модели и принципов предоставления электронных доверительных услуг Европейского Союза, не разрушая системы взаимодействия субъектов отношений в сфере электронной цифровой подписи, которая сложилась в Украине.
Проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в связи с принятием Закона Украины «Об электронных доверительных услугах» (далее — проект Закона) разработан для обеспечения использования нового понятийного аппарата, введенного в связи с принятием Закона Украины «Об электронных доверительных услугах».
Цель изменений
Проект Закона разработан с целью приведения законодательства Украины в соответствие с Законом Украины «Об электронных доверительных услугах».
22.05.2019 вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Украины
22.05.2019 вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Украины, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в связи с принятием Закона Украины «Об электронных доверительных услугах» от 16.05.2019 № 2725‑VIII, согласно которым были изменены:
1) статья 14: исключено подпункт 14.1.1141, изменено подпункты 14.1.1441 и 14.1.1821;
2) статья 191: изложено в новой редакции подпункт 191.1.44;
3) статья 39: изменено статью;
4) статья 42: изменено абзацы 1 и 2 пункта 42.4;
5) статья 421: изменено абзац 9 пункта 421.1, абзацы 2, 3 и 13 пункта 421.2, абзац 1 пункта 421.5, изложено в новой редакции абзац 19 пункта 421.2, абзац 3 пункта 421.5;
6) статья 48: изменено абзац 2 подпункта 48.5.1 пункта 48.5;
7) статья 49: изменено подпункт «в» и абзац 5 пункта 49.3, абзаца 1 и 2 пункта 49.4, изложено в новой редакции пункт 49.41;
8) статья 85: изменено абзацы 2 и 4 пункта 85.2;
9) статья 183: изменено абзац 2 пункта 183.7 и абзац 2 подпункта 183.13.2 пункта 183.13;
10) статья 200: изменено абзац 19 подпункта 200.7.1 пункта 200.7 и пункт 200.8;
11) статья 201: изменено абзац 1 пункта 201.1 и абзац 7 пункта 201.10;
12) статья 220: изменено пункт 220.2;
13) статья 231: изменено абзац 1 пункта 231.1;
14) статья 298: изменено абзац 5 подпункта 298.1.1 пункта 298.1;
15) раздел ХХ: изменено пункт 64 подраздела 2.
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.
Обоснование необходимости принятия изменений
С целью гармонизации украинского законодательства с законодательством Европейского Союза, а именно с Директивой 1999/93/ЕС Европейского Парламента и Совета от 13 декабря 1999 года о рамках Сообщества для электронных цифровых подписей, Верховной Радой Украины был принят Закон Украины от 22 мая 2003 года № 852‑IV «Об электронной цифровой подписи».
Указанный Закон определял правовой статус электронной цифровой подписи и регулировал отношения, возникающие при использовании электронной цифровой подписи.
За более чем три десятилетия существования сферы электронной цифровой подписи, введенной Законом Украины «Об электронной цифровой подписи», ряд законодательных актов включила в себя положения об особенностях использования электронной цифровой подписи в определенных сферах регулирования общественных отношений.
23 июля 2014 года на замену Директиве 1999/93/ЕС Европейского Парламента и Совета от 13 декабря 1999 года о рамках Сообщества для электронных цифровых подписей принят Регламент (ЕС) № 910/2014 Европейского парламента и Совета от 23 июля 2014 года по электронной идентификации и доверительных услугах для целей электронных транзакций на внутреннем рынке, что отменяет Директиву 1999/93/ЕС Европейского Парламента и Совета.
Закон Украины от 5 октября 2017 года № 2155‑VIII «Об электронных доверительных услугах» принят Верховной Радой Украины с целью реформирования законодательства в сфере электронной цифровой подписи путем гармонизации с положениями Регламента (ЕС) № 910/2014 Европейского парламента и Совета от 23 июля 2014 года по электронной идентификации и доверительных услугах для целей электронных транзакций на внутреннем рынке, что отменяет Директиву 1999/93/ЕС Европейского Парламента и Совета.
Указанный Закон направлен на внедрение в Украине модели и принципов предоставления электронных доверительных услуг Европейского Союза, не разрушая системы взаимодействия субъектов отношений в сфере электронной цифровой подписи, которая сложилась в Украине.
Проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в связи с принятием Закона Украины «Об электронных доверительных услугах» (далее — проект Закона) разработан для обеспечения использования нового понятийного аппарата, введенного в связи с принятием Закона Украины «Об электронных доверительных услугах».
Цель изменений
Проект Закона разработан с целью приведения законодательства Украины в соответствие с Законом Украины «Об электронных доверительных услугах».
19.05.2019 вступили в силу изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях
19.05.2019 вступили в силу изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно сохранения лесов» от 25.05.2019 № 2708‑VIII, согласно которым были изменены:
1) статья 64: изменено абзац 2;
2) статья 65: изменено абзац 2 части 1 и абзац 2 части 2;
3) статья 651: изменено абзац 2;
4) статья 66: изменено абзац 2.
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.
Обоснование необходимости принятия изменений
Указанный проект Закона Украины является альтернативным к проекту Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усиления мер, направленных на сохранение украинских лесов» (рег. № 10201 от 03.04.2019 года). Необходимость его разработки и внесения вызвана следующими причинами.
Одним из самых опасных нарушений в сфере охраны лесов считается незаконная рубка. Уголовная ответственность за это правонарушение предусмотрена ст. 246 Уголовного кодекса Украины.
Принятым в 2018 году Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно сохранения украинских лесов и предотвращения незаконного вывоза необработанных лесоматериалов» внесены изменения в статью 246 Уголовного кодекса Украины, которыми дополнено статью пунктом 4 и примечанием.
Примечанием предусмотрено, что в этой статье существенным вредом считается такой вред, который в две тысячи и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан, или другой существенный вред, причиненный окружающей среде в части обеспечения эффективной охраны надлежащей защиты, рационального использования и воспроизводства лесов.
Тяжелыми последствиями считаются такие последствия, которые в пять тысяч и более раз превышают необлагаемый минимум доходов граждан.
В соответствии с пунктом 5 подраздела ХХ Налогового кодекса Украины, если нормы других законов содержат ссылку на необлагаемый минимум доходов граждан, то для целей их применения используется сумма в размере 17 гривен, кроме норм административного и уголовного законодательства в части квалификации преступлений или нарушений, для которых сумма необлагаемого минимума устанавливается на уровне налоговой социальной льготы, определенной подпунктом 169.1.1 пункта 169.1 статьи 169 Налогового кодекса Украины для соответствующего года.
Подпунктом 169.1.1 пункта 169.1 статьи 169 Налогового кодекса Украины определено, что сумма налоговой социальной льготы устанавливается в размере, равном 50 процентам размера прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года, — для любого налогоплательщика.
Статьей 7 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2019 год» в 2019 году установлен прожиточный минимум на одного человека для трудоспособных лиц: с 1 января 2019 года — 1921 гривна, с 1 июля — 2007 гривен, с 1 декабря — 2102 гривны.
Учитывая вышеуказанное, для привлечения лица к уголовной ответственности по статье 246 Уголовного кодекса Украины необходимо, чтобы его действиями был причинен ущерб на сумму, превышающую 1 921 000 грн (существенный вред), 4 802 500 грн (тяжелые последствия).
В лесах государственных лесохозяйственных предприятий, относящихся к сфере управления Гослесагентства, за 2018 год объем незаконных рубок составил 17,7 тыс. куб. м (17732 куб. метров) древесины на сумму причиненного ущерба 116 700 000 грн (116 725 000 грн), что в общем на 1 куб. метр незаконной рубки равна 6582,73 грн причиненного вреда.
Итак, для того, чтобы нарушитель был привлечен к уголовной ответственности по статье 246 Уголовного кодекса Украины, минимальный объем незаконной рубки, совершенной им, должен составить более 292 куб. метра.
Для общего представления масштабов незаконной рубки с объемом 292 куб. метра стоит заметить, что согласно лесотаксационным показателям, средний объем древесины дозревающего или спелого древостоя составляет 250‑300 куб. метров на 1 гектар — значит нарушителю необходимо одновременно срезать около 1 га леса, чтобы было правовое основание для объявления ему подозрения.
В результате внесения вышеуказанным законом изменений в статью 246 Уголовного кодекса Украины в части повышенного размера существенного вреда увеличилось количество закрытых судами уголовных производств по факту незаконной порубки леса.
В результате незаконных рубок в пределах населенных пунктов граждане лишаются возможности использовать лес как место для отдыха, оздоровления и рекреации, что вызывает значительный общественный резонанс.
Следует помнить, что и мировой опыт показывает необходимость более строгого отношения к незаконной порубке леса.
В связи с этим целесообразно внести соответствующие изменения в статью 246 Уголовного кодекса Украины, уточнив п. 4 ст. 246, поскольку установление слишком высокого денежного эквивалента существенного вреда в значительной степени «связало руки» правоохранительным органам и судам в наказании такого общественно опасного преступления, как незаконная порубка леса.
Кроме того, в аналогичной коррекции нуждается примечание к статье 2011 Уголовного кодекса Украины (контрабанда леса‑кругляка). Несмотря на существенные экономические и фискальные результаты действия моратория на экспорт леса‑кругляка, до сих пор остается нерешенным вопрос бесконтрольных варварских рубок украинских лесов. Указанным примечанием предусмотрено, что в этой статье вредом в крупном размере считается такой вред, который в тысячу и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан. А вредом в особо крупном размере считается такой вред, который в две тысячи и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.
Также целесообразно усилить административную ответственность за правонарушения в этой сфере, поскольку применяемые в настоящее время низкие размеры штрафов негативно влияют на предотвращение таких правонарушений в будущем.
Эффективным механизмом борьбы с незаконной порубкой должно стать увеличение размеров штрафов, предусмотренных статьями 64, 65, 651, 66 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Их предлагается увеличить вдвое, чтобы ликвидировать диспропорцию между порубкой леса как административным и уголовным проступком.
Цель изменений
Основными целями законопроекта являются повышение эффективности охраны и защиты лесов от незаконных рубок и предотвращения его незаконного экспорта.
19.05.2019 вступили в силу изменения в Уголовный кодекс Украины
19.05.2019 вступили в силу изменения в Уголовный кодекс Украины, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно сохранения лесов» от 25.05.2019 № 2708‑VIII, согласно которым были изменены:
1) статья 2011: изложено в новой редакции примечание к статье;
2) статья 246: изложено в новой редакции примечание к статье.
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.
Обоснование необходимости принятия изменений
Указанный проект Закона Украины является альтернативным к проекту Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усиления мер, направленных на сохранение украинских лесов» (рег. № 10201 от 03.04.2019 года). Необходимость его разработки и внесения вызвана следующими причинами.
Одним из самых опасных нарушений в сфере охраны лесов считается незаконная рубка. Уголовная ответственность за это правонарушение предусмотрена ст. 246 Уголовного кодекса Украины.
Принятым в 2018 году Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно сохранения украинских лесов и предотвращения незаконного вывоза необработанных лесоматериалов» внесены изменения в статью 246 Уголовного кодекса Украины, которыми дополнено статью пунктом 4 и примечанием.
Примечанием предусмотрено, что в этой статье существенным вредом считается такой вред, который в две тысячи и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан, или другой существенный вред, причиненный окружающей среде в части обеспечения эффективной охраны надлежащей защиты, рационального использования и воспроизводства лесов.
Тяжелыми последствиями считаются такие последствия, которые в пять тысяч и более раз превышают необлагаемый минимум доходов граждан.
В соответствии с пунктом 5 подраздела ХХ Налогового кодекса Украины, если нормы других законов содержат ссылку на необлагаемый минимум доходов граждан, то для целей их применения используется сумма в размере 17 гривен, кроме норм административного и уголовного законодательства в части квалификации преступлений или нарушений, для которых сумма необлагаемого минимума устанавливается на уровне налоговой социальной льготы, определенной подпунктом 169.1.1 пункта 169.1 статьи 169 Налогового кодекса Украины для соответствующего года.
Подпунктом 169.1.1 пункта 169.1 статьи 169 Налогового кодекса Украины определено, что сумма налоговой социальной льготы устанавливается в размере, равном 50 процентам размера прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года, — для любого налогоплательщика.
Статьей 7 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2019 год» в 2019 году установлен прожиточный минимум на одного человека для трудоспособных лиц: с 1 января 2019 года — 1921 гривна, с 1 июля — 2007 гривен, с 1 декабря — 2102 гривны.
Учитывая вышеуказанное, для привлечения лица к уголовной ответственности по статье 246 Уголовного кодекса Украины необходимо, чтобы его действиями был причинен ущерб на сумму, превышающую 1 921 000 грн (существенный вред), 4 802 500 грн (тяжелые последствия).
В лесах государственных лесохозяйственных предприятий, относящихся к сфере управления Гослесагентства, за 2018 год объем незаконных рубок составил 17,7 тыс. куб. м (17732 куб. метров) древесины на сумму причиненного ущерба 116 700 000 грн (116 725 000 грн), что в общем на 1 куб. метр незаконной рубки равна 6582,73 грн причиненного вреда.
Итак, для того, чтобы нарушитель был привлечен к уголовной ответственности по статье 246 Уголовного кодекса Украины, минимальный объем незаконной рубки, совершенной им, должен составить более 292 куб. метра.
Для общего представления масштабов незаконной рубки с объемом 292 куб. метра стоит заметить, что согласно лесотаксационным показателям, средний объем древесины дозревающего или спелого древостоя составляет 250‑300 куб. метров на 1 гектар — значит нарушителю необходимо одновременно срезать около 1 га леса, чтобы было правовое основание для объявления ему подозрения.
В результате внесения вышеуказанным законом изменений в статью 246 Уголовного кодекса Украины в части повышенного размера существенного вреда увеличилось количество закрытых судами уголовных производств по факту незаконной порубки леса.
В результате незаконных рубок в пределах населенных пунктов граждане лишаются возможности использовать лес как место для отдыха, оздоровления и рекреации, что вызывает значительный общественный резонанс.
Следует помнить, что и мировой опыт показывает необходимость более строгого отношения к незаконной порубке леса.
В связи с этим целесообразно внести соответствующие изменения в статью 246 Уголовного кодекса Украины, уточнив п. 4 ст. 246, поскольку установление слишком высокого денежного эквивалента существенного вреда в значительной степени «связало руки» правоохранительным органам и судам в наказании такого общественно опасного преступления, как незаконная порубка леса.
Кроме того, в аналогичной коррекции нуждается примечание к статье 2011 Уголовного кодекса Украины (контрабанда леса‑кругляка). Несмотря на существенные экономические и фискальные результаты действия моратория на экспорт леса‑кругляка, до сих пор остается нерешенным вопрос бесконтрольных варварских рубок украинских лесов. Указанным примечанием предусмотрено, что в этой статье вредом в крупном размере считается такой вред, который в тысячу и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан. А вредом в особо крупном размере считается такой вред, который в две тысячи и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.
Также целесообразно усилить административную ответственность за правонарушения в этой сфере, поскольку применяемые в настоящее время низкие размеры штрафов негативно влияют на предотвращение таких правонарушений в будущем.
Эффективным механизмом борьбы с незаконной порубкой должно стать увеличение размеров штрафов, предусмотренных статьями 64, 65, 651, 66 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Их предлагается увеличить вдвое, чтобы ликвидировать диспропорцию между порубкой леса как административным и уголовным проступком.
Цель изменений Основными целями законопроекта являются повышение эффективности охраны и защиты лесов от незаконных рубок и предотвращения его незаконного экспорта.
01.05.2019 вступили в силу изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях
01.05.2019 вступили в силу изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно использования наименования и признаков принадлежности к Национальной полиции Украины» от 02.10.2018 № 2584‑VIII, согласно которым главу 15 было дополнено статьей 1843.
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.
Обоснование необходимости принятия изменений
Проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно использования наименования и признаков принадлежности к Национальной полиции Украины» (далее — проект акта) разработан Министерством внутренних дел Украины по собственной инициативе.
07 ноября 2015 года вступил в силу Закон Украины от 02 июля 2015 года № 580‑VIII «О Национальной полиции», частью первой статьи 1 которого Национальную полицию Украины определено центральным органом исполнительной власти, который служит обществу путем обеспечения охраны прав и свобод человека, противодействия преступности, поддержания публичной безопасности и порядка.
В процессе выполнения возложенных на Национальную полицию Украина задач полицейскими обнаруживаются случаи использования юридическими лицами (независимо от форм собственности), общественными формированиями символики и/или ее элементов, полного или сокращенного наименования Национальной полиции Украины и их производных, в частности в наименовании, на одежде, транспорте, зданиях, в документации.
Так, имеющаяся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований информация показала, что использование юридическими лицами и общественными формированиями в своих наименованиях слова «полиция» во всех падежах довольно распространенное явление.
В соответствии с частями четвертой и пятой статьи 16 (требования к наименованию юридического лица или его обособленного подразделения) Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и общественных формирований» наименование юридического лица не может быть тождественным наименованию другого юридического лица (кроме органов местного самоуправления). В наименовании юридических лиц запрещается использовать полное или сокращенное наименование государственных органов или органов местного самоуправления или производные от этих наименований.
Необходимо отметить, что согласно статье 11 (взаимодействие с населением на принципах партнерства) Закона Украины «О Национальной полиции» деятельность полиции осуществляется в тесном сотрудничестве и взаимодействии с населением, территориальными общинами и общественными объединениями на принципах партнерства и направлена на удовлетворение их потребностей. Уровень доверия населения к полиции является основным критерием оценки эффективности деятельности органов и подразделений полиции.
Вместе с тем определенные действия юридических лиц и общественных формирований, использующих символику и/или ее элементы, полное или сокращенное наименование Национальной полиции Украины и их производные, могут негативно сказаться на доверии населения к полиции, а также повлиять на состояние публичной безопасности и порядка в государстве.
В связи с этим возникла необходимость нормативно урегулировать вопрос использования наименования и признаков принадлежности к Национальной полиции Украины.
Цель изменений
Проект акта разработан с целью нормативного урегулирования вопросов использования наименования и признаков принадлежности к Национальной полиции Украины.