22.09.2019 вступили в силу изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях
22.09.2019 вступили в силу изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Украины «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины об отсрочке применения штрафных санкций за нарушение порядка ввоза транспортных средств на таможенную территорию Украины» от 12.09.2019 № 73‑IХ, согласно которым временно изменено порядок применения частей 6‑9 статьи 121 (установлено временные условия освобождения от ответственности, предусмотренной частями 6‑9 статьи 121).
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.
Обоснование необходимости принятия изменений
8 ноября 2018 года Верховной Радой Украины принят Закон № 2612‑VIII «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно ввоза транспортных средств на таможенную территорию Украины», который предусматривает усиление ответственности за нарушения при перемещении транспортных средств в таможенных режимах временного ввоза и транзита (использование в Украине автомобилей на иностранной регистрации).
Заключительные положения указанного Закона предполагали, что усиленная ответственность вступает в силу через 180 дней со дня, следующего за днем его опубликования, то есть с 22 мая 2019 года.
16 мая 2019 года Верховной Радой Украины принят Закон Украины № 2725‑VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в связи с принятием Закона Украины «Об электронных доверительных услугах», которым, среди прочего, продлен указанный срок со 180 до 270 дней (до 22 августа 2019 года).
По этому поводу следует отметить, что вопросы, связанные с растаможиванием автомобилей с иностранной регистрацией, требуют дополнительного комплексного решения с учетом позиций всех слоев населения, экспертной среды и т. д., о чем в частности свидетельствует и общественная обеспокоенность соответствующим вопросом.
Цель изменений
Проект разработан с целью создания предпосылок для комплексного урегулирования вопроса растаможивания автомобилей с иностранной регистрацией в Украине, соблюдения таможенных правил при перемещении транспортных средств в таможенных режимах временного ввоза и транзита, а также учета интересов всех слоев населения при решении указанного вопроса.
22.09.2019 вступили в силу изменения в Таможенный кодекс Украины
22.09.2019 вступили в силу изменения в Таможенный кодекс Украины, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины об отсрочке применения штрафных санкций за нарушение порядка ввоза транспортных средств на таможенную территорию Украины» от 12.09.2019 № 73‑IХ, согласно которым были изменены:
1) раздел ХХ: дополнено пунктом 94;
2) статья 469: временно изменено порядок применения части 4 (установлено временное условие освобождения от ответственности, предусмотренной частью 4).
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.
Обоснование необходимости принятия изменений
8 ноября 2018 года Верховной Радой Украины принят Закон № 2612‑VIII «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно ввоза транспортных средств на таможенную территорию Украины», который предусматривает усиление ответственности за нарушения при перемещении транспортных средств в таможенных режимах временного ввоза и транзита (использование в Украине автомобилей на иностранной регистрации).
Заключительные положения указанного Закона предполагали, что усиленная ответственность вступает в силу через 180 дней со дня, следующего за днем его опубликования, то есть с 22 мая 2019 года.
16 мая 2019 года Верховной Радой Украины принят Закон Украины № 2725‑VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в связи с принятием Закона Украины «Об электронных доверительных услугах», которым, среди прочего, продлен указанный срок со 180 до 270 дней (до 22 августа 2019 года).
По этому поводу следует отметить, что вопросы, связанные с растаможиванием автомобилей с иностранной регистрацией, требуют дополнительного комплексного решения с учетом позиций всех слоев населения, экспертной среды и т. д., о чем в частности свидетельствует и общественная обеспокоенность соответствующим вопросом.
Цель изменений
Проект разработан с целью создания предпосылок для комплексного урегулирования вопроса растаможивания автомобилей с иностранной регистрацией в Украине, соблюдения таможенных правил при перемещении транспортных средств в таможенных режимах временного ввоза и транзита, а также учета интересов всех слоев населения при решении указанного вопроса.
22.09.2019 вступили в силу изменения в Уголовный процессуальный кодекс Украины
22.09.2019 вступили в силу изменения в Уголовный процессуальный кодекс Украины, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно начала работы Высшего антикоррупционного суда» от 18.09.2018 № 100‑IХ, согласно которым было изложено в новой редакции пункт 202 раздела ХІ.
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.
Обоснование необходимости принятия изменений
Начало работы Высшего антикоррупционного суда (далее — Суд) должен завершить становление системы антикоррупционных органов в Украине.
В то же время предусмотренный действующим законодательством порядок передачи в Суд подсудных ему производств, которые сейчас рассматриваются другими судами, приведет к поступлению в Суд тысяч уголовных производств, не относящихся к топ‑коррупции, производств, в которых истекли сроки давности и которые расследовались органами досудебного расследования с нарушением правил подследственности.
Так, по состоянию на 17 мая 2019 года по меньшей мере 3592 уголовных производства должны быть переданы в Суд в соответствии с требованиями закона, 3406 из которых находятся в судах первой инстанции, а 186 уголовных производств — в судах апелляционной инстанции. При этом только в 169 из 3592 уголовных производств досудебное расследование осуществлялось Национальным антикоррупционным бюро Украины (далее — НАБУ).
Итак, по состоянию на 5 сентября 2019 года (начало работы суда) только 5% дел, которые должен получить Суд, расследовались НАБУ и относятся к категории дел высокопоставленной коррупции.
В соответствии с требованиями Уголовного процессуального кодекса Украины дела будут рассматриваться в суде коллегиями в составе трех судей, а в апелляционной инстанции — в составе пяти судей (численность судей Суда составляет 38 человек, из которых 12 — судьи Апелляционной палаты Суда).
Таким образом, после передачи упомянутого количества уголовных производств в Суд возникнет ситуация с чрезмерной нагрузкой на судей.
Следует отметить, создание Высшего антикоррупционного суда было обусловлено необходимостью обеспечения эффективного судебного рассмотрения уголовных производств именно по высокопоставленной коррупции. Так, в отчете Антикоррупционной сети ОЭСР для стран Восточной Европы и Центральной Азии (2017) Украине были даны рекомендации ввести специализированный антикоррупционный суд, который сможет справедливо и эффективно рассматривать и решать дела по обвинениям в высокопоставленной коррупции.
В Заключении Венецианской Комиссии CDL‑AD (2017) 020 отмечается, что план создания антикоррупционного суда имеет очень конкретную цель, а именно — решение проблемы с неэффективным рассмотрением дел по высокопоставленной коррупции (которые подследственные Национальному антикоррупционному бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратуре) существующими судами (п. 27 Заключения).
В то же время обеспечить эффективность судебного рассмотрения уголовных производств в разумные сроки относительно коррупционных преступлений не представляется возможным из‑за количества судей Высшего антикоррупционного суда и Апелляционной палаты Высшего антикоррупционного суда, а также из-за количества уголовных производств, относящихся к подсудности Суда и судебное рассмотрение которых не завершено судами первой и апелляционной инстанции.
Предложенные законодательные изменения позволят устранить проблему перегрузки судей Высшего антикоррупционного суда и обеспечить эффективное судебное рассмотрение уголовных производств по коррупционным преступлениям высокопоставленных должностных лиц в разумные сроки.
Цель изменений
Законопроект направлен на обеспечение полного, эффективного, своевременного судебного рассмотрения уголовных производств по коррупционным преступлениям в разумные сроки, а также введения четких правил очередности передачи Суду подсудных ему дел в соответствии с принципом правовой определенности.