Новости
19.03.2024

12.09.2020 вступили в силу изменения в Уголовный кодекс Украины

12.09.2020 вступили в силу изменения в Уголовный кодекс Украины, предусмотренные Законом Украины «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» от 14.07.2020 № 768‑ІХ, согласно которым было изложено в новой редакции статью 2032.

В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.

Обоснование необходимости принятия изменений

На современном этапе развития общества индустрия развлечений, элементом которой являются азартные игры, является неотъемлемой составляющей цивилизации. Этой бизнес-отрасли свойственны доходность, с одной стороны, а с другой – определенная общественная вредность. Как показывает практика развитых стран, правовое регулирование в указанной сфере требует сбалансированного и комплексного подхода.

На сегодня в Украине отсутствует нормативно-правовая база, которая бы качественно регулировала деятельность по организации и проведению азартных игр.

Законом Украины «О запрете игорного бизнеса в Украине» от 15.05.2009 года № 1334‑VІ был введен тотальный запрет азартных игр, которая действует и сейчас. Как показывает практика, подход запрета, установленный этим законом касательно регулируемых им общественных отношений, исчерпал себя, является неэффективным и не соответствует ни современным подходам в этой области, ни европейским тенденциям свободы предпринимательской деятельности.

Последствиями внезапного и безальтернативного запрета игорного бизнеса стали:

прямая потеря доходов государственного бюджета в размере, превышающем 10 млрд гривен в год (для сравнения: бюджет строительства НСК «Олимпийский» – 3,5 млрд гривен; бюджет строительства клиники Охматдет – примерно 4 млрд гривен);

уничтожение целой отрасли экономики;

уменьшение количества рабочих мест;

развитие теневого рынка без возможности эффективного государственного регулирования.

Фактически, на сегодняшний день, все виды игорного бизнеса осуществляют деятельность в соответствии с положениями Закона Украины «О государственных лотереях в Украине» от 06.09.2012 № 5204‑VІ, но такое регулирование не соответствует современным реалиям и мировой практике деятельности и государственного регулирования азартных игр.

Законом Украины «О государственных лотереях в Украине» создаются следующие неблагоприятные факторы для регулирования игорного бизнеса и увеличения поступлений в государственный бюджет:

в связи с несовершенством законодательной терминологии, сформировались условия для сокрытия азартных игр под видом лотереи, что искажает юридическую природу как самого лотерейного бизнеса, так и других видов азартных игр, мешает увеличению поступлений в бюджет и улучшению инвестиционного климата в государстве;

рынок лотерей, который номинально имеет статус государственной монополии, принадлежит частным операторам, а другие виды игорного бизнеса действуют в качестве распространителей государственной лотереи на договорных началах с оператором, что приводит к отсутствию должного контроля рынка азартных игр со стороны государства и создает предпосылки для коррупции и непрозрачного ведения бизнеса, что, в свою очередь, исключает возможность иностранных инвестиций в эту сферу и увеличение поступлений в бюджет;

функции регулятора сведено к формальным процедурам, что не позволяет проводить эффективную государственную политику по регулированию рынка азартных игр.

По неофициальной информации в Украине действует:

до 160 тыс. игровых компьютеров;

до 5 тыс. залов игровых автоматов;

до 2 тыс. пунктов приема ставок;

не менее 20 подпольных казино.

Таким образом, имеется фундаментальная проблема правового регулирования целой отрасли, которая, с одной стороны, лишает рынок лотерей и потенциальный рынок других азартных игр возможностей и перспектив цивилизованного и успешного функционирования, а с другой стороны – не дает государству реальной возможности должным образом контролировать и администрировать указанные виды деятельности.

Фактически же существующее положение нормативно-правовой базы не дает возможности ни для эффективного контроля со стороны государства в указанных отраслях, ни для успешного противодействия злоупотреблениям и функционированию нелегального рынка азартных игр.

Кроме этого, необходимость принятия законопроекта вызвана следующими факторами:

евроинтеграционные процессы, обусловливающие необходимость имплементации в национальное законодательство отдельных элементов законодательства ЕС, в частности, четвертой Директивы Европейского Парламента и Совета по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

стремительное развитие технологий, прежде всего в контексте игровых услуг в сети Интернет, требующих установления новых видов правоотношений в области азартных игр;

мировой опыт внедрения обязательных ограничений, например традиционный и эффективный механизм обеспечения социальной ответственности в индустрии развлечений – «концепция ответственной игры»;

необходимость внедрения механизмов предотвращения возникновения и борьбы с игровой зависимостью (лудоманией);

необходимость создания условий для правоохранительных органов для эффективной борьбы с недобросовестными операторами азартных игр и «договорными матчами» / «матчами с фиксированным результатом» и создание механизма предотвращения этим матчам;

необходимость защиты игрока от произвола оператора азартных игр;

в Налоговом кодексе Украины закреплены «ставки налога на прибыль от букмекерской деятельности, азартных игр (в том числе казино)»; в Законе Украины «О предотвращении влияния коррупционных правонарушений на результаты официальных спортивных соревнований» употребляется термин «ставки на спорт». То есть в некоторых законах Украины уже частично закреплены термины из сферы азартных игр. Следовательно, принятие этого законопроекта является логической составляющей завершения процесса легализации азартных игр в Украине и реализации пункта 4 Заключительных положений Закона Украины «О запрете игорного бизнеса в Украине», согласно которому в течение 3 (трех) месяцев должно было быть разработано законодательство по игорному бизнесу.

При таких обстоятельствах, общественно необходимым является принятие единого системного закона, который бы комплексно, на базе новейших подходов и с применением более прогрессивной модели влияния урегулировал бы деятельность по организации и проведению лотерей, деятельность по организации и проведению азартных игр в казино, букмекерскую деятельность, деятельность по организации и проведению азартных игр на игровых автоматах, деятельность по организации и проведению азартных игр в сети Интернет, деятельность по организации и проведению азартных игр в покер.

Цель изменений

Целью принятия данного законопроекта является создание современной и эффективной нормативно-правовой базы в сфере регулирования отношений по организации и проведению азартных игр, основанной на комплексном и системном подходе их регулирования. За счет внедрения эффективной модели контроля со стороны государства предложенный подход обеспечит достижение оптимального баланса между интересами общества, участников рынка и государства, и создаст условия для наполнения государственного бюджета и направления таких поступлений в поддержку медицины, спорта и культуры.

Архивы новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
3031     
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       

Сервіс клієнтів: тел.: (044) 223 34 67 e-mail: peredplata@zakoni.ua
Общество с ограниченной ответственностью «Редакция сборника «Вестник Украины»
Киевская область, Барышевский район
пгт Барышевка, ул. Октябрьская, 53
Адрес для переписки: 07501, Киевская область, Барышевский район,
пгт Барышевка,
а/я 25