12.09.2020 вступили в силу изменения в Уголовный кодекс Украины
12.09.2020 вступили в силу изменения в Уголовный кодекс Украины, предусмотренные Законом Украины «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» от 14.07.2020 № 768‑ІХ, согласно которым было изложено в новой редакции статью 2032.
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.
Обоснование необходимости принятия изменений
На современном этапе развития общества индустрия развлечений, элементом которой являются азартные игры, является неотъемлемой составляющей цивилизации. Этой бизнес-отрасли свойственны доходность, с одной стороны, а с другой – определенная общественная вредность. Как показывает практика развитых стран, правовое регулирование в указанной сфере требует сбалансированного и комплексного подхода.
На сегодня в Украине отсутствует нормативно-правовая база, которая бы качественно регулировала деятельность по организации и проведению азартных игр.
Законом Украины «О запрете игорного бизнеса в Украине» от 15.05.2009 года № 1334‑VІ был введен тотальный запрет азартных игр, которая действует и сейчас. Как показывает практика, подход запрета, установленный этим законом касательно регулируемых им общественных отношений, исчерпал себя, является неэффективным и не соответствует ни современным подходам в этой области, ни европейским тенденциям свободы предпринимательской деятельности.
Последствиями внезапного и безальтернативного запрета игорного бизнеса стали:
прямая потеря доходов государственного бюджета в размере, превышающем 10 млрд гривен в год (для сравнения: бюджет строительства НСК «Олимпийский» – 3,5 млрд гривен; бюджет строительства клиники Охматдет – примерно 4 млрд гривен);
уничтожение целой отрасли экономики;
уменьшение количества рабочих мест;
развитие теневого рынка без возможности эффективного государственного регулирования.
Фактически, на сегодняшний день, все виды игорного бизнеса осуществляют деятельность в соответствии с положениями Закона Украины «О государственных лотереях в Украине» от 06.09.2012 № 5204‑VІ, но такое регулирование не соответствует современным реалиям и мировой практике деятельности и государственного регулирования азартных игр.
Законом Украины «О государственных лотереях в Украине» создаются следующие неблагоприятные факторы для регулирования игорного бизнеса и увеличения поступлений в государственный бюджет:
в связи с несовершенством законодательной терминологии, сформировались условия для сокрытия азартных игр под видом лотереи, что искажает юридическую природу как самого лотерейного бизнеса, так и других видов азартных игр, мешает увеличению поступлений в бюджет и улучшению инвестиционного климата в государстве;
рынок лотерей, который номинально имеет статус государственной монополии, принадлежит частным операторам, а другие виды игорного бизнеса действуют в качестве распространителей государственной лотереи на договорных началах с оператором, что приводит к отсутствию должного контроля рынка азартных игр со стороны государства и создает предпосылки для коррупции и непрозрачного ведения бизнеса, что, в свою очередь, исключает возможность иностранных инвестиций в эту сферу и увеличение поступлений в бюджет;
функции регулятора сведено к формальным процедурам, что не позволяет проводить эффективную государственную политику по регулированию рынка азартных игр.
По неофициальной информации в Украине действует:
до 160 тыс. игровых компьютеров;
до 5 тыс. залов игровых автоматов;
до 2 тыс. пунктов приема ставок;
не менее 20 подпольных казино.
Таким образом, имеется фундаментальная проблема правового регулирования целой отрасли, которая, с одной стороны, лишает рынок лотерей и потенциальный рынок других азартных игр возможностей и перспектив цивилизованного и успешного функционирования, а с другой стороны – не дает государству реальной возможности должным образом контролировать и администрировать указанные виды деятельности.
Фактически же существующее положение нормативно-правовой базы не дает возможности ни для эффективного контроля со стороны государства в указанных отраслях, ни для успешного противодействия злоупотреблениям и функционированию нелегального рынка азартных игр.
Кроме этого, необходимость принятия законопроекта вызвана следующими факторами:
евроинтеграционные процессы, обусловливающие необходимость имплементации в национальное законодательство отдельных элементов законодательства ЕС, в частности, четвертой Директивы Европейского Парламента и Совета по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
стремительное развитие технологий, прежде всего в контексте игровых услуг в сети Интернет, требующих установления новых видов правоотношений в области азартных игр;
мировой опыт внедрения обязательных ограничений, например традиционный и эффективный механизм обеспечения социальной ответственности в индустрии развлечений – «концепция ответственной игры»;
необходимость внедрения механизмов предотвращения возникновения и борьбы с игровой зависимостью (лудоманией);
необходимость создания условий для правоохранительных органов для эффективной борьбы с недобросовестными операторами азартных игр и «договорными матчами» / «матчами с фиксированным результатом» и создание механизма предотвращения этим матчам;
необходимость защиты игрока от произвола оператора азартных игр;
в Налоговом кодексе Украины закреплены «ставки налога на прибыль от букмекерской деятельности, азартных игр (в том числе казино)»; в Законе Украины «О предотвращении влияния коррупционных правонарушений на результаты официальных спортивных соревнований» употребляется термин «ставки на спорт». То есть в некоторых законах Украины уже частично закреплены термины из сферы азартных игр. Следовательно, принятие этого законопроекта является логической составляющей завершения процесса легализации азартных игр в Украине и реализации пункта 4 Заключительных положений Закона Украины «О запрете игорного бизнеса в Украине», согласно которому в течение 3 (трех) месяцев должно было быть разработано законодательство по игорному бизнесу.
При таких обстоятельствах, общественно необходимым является принятие единого системного закона, который бы комплексно, на базе новейших подходов и с применением более прогрессивной модели влияния урегулировал бы деятельность по организации и проведению лотерей, деятельность по организации и проведению азартных игр в казино, букмекерскую деятельность, деятельность по организации и проведению азартных игр на игровых автоматах, деятельность по организации и проведению азартных игр в сети Интернет, деятельность по организации и проведению азартных игр в покер.
Цель изменений
Целью принятия данного законопроекта является создание современной и эффективной нормативно-правовой базы в сфере регулирования отношений по организации и проведению азартных игр, основанной на комплексном и системном подходе их регулирования. За счет внедрения эффективной модели контроля со стороны государства предложенный подход обеспечит достижение оптимального баланса между интересами общества, участников рынка и государства, и создаст условия для наполнения государственного бюджета и направления таких поступлений в поддержку медицины, спорта и культуры.