17.06.2018 вступили в силу изменения в Хозяйственный кодекс Украины
17.06.2018 вступили в силу изменения в Хозяйственный кодекс Украины, предусмотренные Законом Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» от 06.02.2018 № 2275‑VIII, согласно которым были изменены:
1) статья 79: изложено в новой редакции статью;
2) статья 86: изложено в новой редакции статью;
3) глава 9: исключено статьи 87, 88, 91 и 92;
4) глава 22: исключено статью 207.
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.
Обоснование необходимости принятия изменений
Общества с ограниченной ответственностью являются наиболее распространенной организационно-правовой формой для малого и среднего бизнеса. Правовая конструкция общества с ограниченной ответственностью должна быть достаточно гибкой, чтобы быть приспособленной к потребностям широкого спектра предприятий, существенно отличающихся друг от друга такими параметрами, как количество участников, объем активов, виды деятельности, количество работающих и тому подобное. В то же время в основу закона должны быть заложены доступные и надежные механизмы защиты прав и интересов участников, быстрого и справедливого решения внутренних конфликтов, которые могут угрожать жизнеспособности бизнеса.
Общества с дополнительной ответственностью являются гораздо менее распространенными, поскольку обеспечивают своим участникам менее привлекательный режим, предусматривающий наложение на них дополнительной ответственности за возможные долги общества при ликвидации. Однако, согласно действующему законодательству отдельные виды деятельности не могут осуществляться обществами с ограниченной ответственностью, но могут осуществляться обществами с дополнительной ответственностью (страховщики). С технической точки зрения, правовой режим обществ с дополнительной ответственностью является тождественным правовому режиму регулирования деятельности обществ с ограниченной ответственностью, за исключением приведенной детали. Соответственно все недостатки действующего законодательства, касающиеся регулирования обществ с ограниченной ответственностью, так и все предложения по совершенствованию регулирования обществ с ограниченной ответственностью, приведенные в проекте, в полной мере касаются и обществ с дополнительной ответственностью.
Действующее законодательство, которым регулируется деятельность обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, состоит из положений Гражданского кодекса Украины, Хозяйственного кодекса Украины и Закона Украины «О хозяйственных обществах», является противоречивым, фрагментарным и таким, что не соответствует современным требованиям гибкости и эффективности регулирования.
Среди недостатков действующего законодательства следует отметить следующие.
Права участников обществ или не закреплены должным образом, или лишены механизмов реализации и защиты.
Так, участникам общества не гарантируется доступ к финансовым документам общества, что лишает их возможности своевременно выявить нарушения своих прав и собрать необходимые доказательства для получения судебной защиты.
Неопределенность правового механизма исключения участника из общества приводит к злоупотреблению этим правом со стороны других участников, создание атмосферы недоверия и интриг между участниками.
Невозможность создания в обществе с ограниченной ответственностью такого органа, как наблюдательный совет, существенно снижает привлекательность этой организационной формы для иностранных инвесторов, которые вынуждены либо нести значительные расходы на участие своих представителей в частых общих собраниях, или рискуют потерять контроль над деятельностью общества, подобные проблемы характерны и для больших групп компаний, менеджмент которых объективно не в состоянии постоянно уделять достаточное внимание контролю за деятельностью менеджеров зависимого общества.
Отсутствие надлежащего механизма контроля за деятельностью исполнительного органа и привлечения к ответственности его членов приводит, с одной стороны, к чрезмерному вмешательству участников в управленческие процессы, а с другой стороны, увеличению случаев, когда дерзкие злоупотребления менеджеров остаются безнаказанными.
Отсутствие механизма совершения сделок с заинтересованностью приводит к изъятию доходов обществ и инвестированных участниками средств недобросовестными менеджерами или контролирующими участниками, формирование атмосферы взаимного недоверия между участниками и вывода активов при первых признаках финансовых проблем и лишения кредиторов каких-либо шансов получить даже частичное удовлетворение своих требований.
Эти и другие недостатки в регулировании обществ с ограниченной ответственностью сдерживают развитие малого и среднего бизнеса, приводят к разрушению жизнеспособных предприятий в случаях относительно незначительных конфликтов между участниками, перехвату контроля и незаконному изъятию активов, подавляют развитие предпринимательства и инвестиционные процессы.
Совершенствование правового режима деятельности обществ с ограниченной ответственностью и принятия Закона Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», который соответствует лучшим международным стандартам регулирования корпораций, позволит значительно улучшить условия деятельности более пятисот тысяч зарегистрированных в Украине обществ с ограниченной ответственностью и создать привлекательную альтернативу для многих предприятий, которые сегодня существуют в чрезмерно обременительной для них организационно-правовой форме акционерных обществ.
Цель изменений
Целью законопроекта является совершенствование регулирования отношений, связанных с созданием, деятельностью и прекращением обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью. Устранения значительных недостатков, которые существуют в действующем законодательстве, и приведение его в соответствие с нормами и концептуальными подходами, характерными для законодательных актов Европейского Союза и стран-членов ЕС. Принятие отдельного комплексного закона об обществах с ограниченной ответственностью и родственные им общества с дополнительной ответственностью станет логическим продолжением пути развития украинского законодательства, заложенного принятием Закона Украины «Об акционерных обществах», позволит урегулировать соответствующие отношения с должной степенью детализации, обеспечить необходимую гибкость регулирования, устранить существующие в действующих актах дублирование и разногласия, и позволит значительно улучшить инвестиционный климат и условия осуществления предпринимательской деятельности.
17.06.2018 вступили в силу изменения в Гражданский кодекс Украины
17.06.2018 вступили в силу изменения в Гражданский кодекс Украины, предусмотренные Законом Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» от 06.02.2018 № 2275‑VIII, согласно которым были изменены:
1) статья 98: изменено часть 1, изложено в новой редакции часть 3, исключено часть 5;
2) статья 100: изложено в новой редакции статью;
3) статья 104: дополнено частями 2-4, считать части 2‑4 частями 5‑7;
4) подразделение 4 параграфа 1 главы 8 подраздела 2 раздела II книги 1: исключено название подразделения, исключено статьи 140‑151;
5) статья 258: дополнено пунктом 8 часть 2.
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.
Обоснование необходимости принятия изменений
Общества с ограниченной ответственностью являются наиболее распространенной организационно-правовой формой для малого и среднего бизнеса. Правовая конструкция общества с ограниченной ответственностью должна быть достаточно гибкой, чтобы быть приспособленной к потребностям широкого спектра предприятий, существенно отличающихся друг от друга такими параметрами, как количество участников, объем активов, виды деятельности, количество работающих и тому подобное. В то же время в основу закона должны быть заложены доступные и надежные механизмы защиты прав и интересов участников, быстрого и справедливого решения внутренних конфликтов, которые могут угрожать жизнеспособности бизнеса.
Общества с дополнительной ответственностью являются гораздо менее распространенными, поскольку обеспечивают своим участникам менее привлекательный режим, предусматривающий наложение на них дополнительной ответственности за возможные долги общества при ликвидации. Однако, согласно действующему законодательству отдельные виды деятельности не могут осуществляться обществами с ограниченной ответственностью, но могут осуществляться обществами с дополнительной ответственностью (страховщики). С технической точки зрения, правовой режим обществ с дополнительной ответственностью является тождественным правовому режиму регулирования деятельности обществ с ограниченной ответственностью, за исключением приведенной детали. Соответственно все недостатки действующего законодательства, касающиеся регулирования обществ с ограниченной ответственностью, так и все предложения по совершенствованию регулирования обществ с ограниченной ответственностью, приведенные в проекте, в полной мере касаются и обществ с дополнительной ответственностью.
Действующее законодательство, которым регулируется деятельность обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, состоит из положений Гражданского кодекса Украины, Хозяйственного кодекса Украины и Закона Украины «О хозяйственных обществах», является противоречивым, фрагментарным и таким, что не соответствует современным требованиям гибкости и эффективности регулирования.
Среди недостатков действующего законодательства следует отметить следующие.
Права участников обществ или не закреплены должным образом, или лишены механизмов реализации и защиты.
Так, участникам общества не гарантируется доступ к финансовым документам общества, что лишает их возможности своевременно выявить нарушения своих прав и собрать необходимые доказательства для получения судебной защиты.
Неопределенность правового механизма исключения участника из общества приводит к злоупотреблению этим правом со стороны других участников, создание атмосферы недоверия и интриг между участниками.
Невозможность создания в обществе с ограниченной ответственностью такого органа, как наблюдательный совет, существенно снижает привлекательность этой организационной формы для иностранных инвесторов, которые вынуждены либо нести значительные расходы на участие своих представителей в частых общих собраниях, или рискуют потерять контроль над деятельностью общества, подобные проблемы характерны и для больших групп компаний, менеджмент которых объективно не в состоянии постоянно уделять достаточное внимание контролю за деятельностью менеджеров зависимого общества.
Отсутствие надлежащего механизма контроля за деятельностью исполнительного органа и привлечения к ответственности его членов приводит, с одной стороны, к чрезмерному вмешательству участников в управленческие процессы, а с другой стороны, увеличению случаев, когда дерзкие злоупотребления менеджеров остаются безнаказанными.
Отсутствие механизма совершения сделок с заинтересованностью приводит к изъятию доходов обществ и инвестированных участниками средств недобросовестными менеджерами или контролирующими участниками, формирование атмосферы взаимного недоверия между участниками и вывода активов при первых признаках финансовых проблем и лишения кредиторов каких-либо шансов получить даже частичное удовлетворение своих требований.
Эти и другие недостатки в регулировании обществ с ограниченной ответственностью сдерживают развитие малого и среднего бизнеса, приводят к разрушению жизнеспособных предприятий в случаях относительно незначительных конфликтов между участниками, перехвату контроля и незаконному изъятию активов, подавляют развитие предпринимательства и инвестиционные процессы.
Совершенствование правового режима деятельности обществ с ограниченной ответственностью и принятия Закона «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», который соответствует лучшим международным стандартам регулирования корпораций, позволит значительно улучшить условия деятельности более пятисот тысяч зарегистрированных в Украине обществ с ограниченной ответственностью и создать привлекательную альтернативу для многих предприятий, которые сегодня существуют в чрезмерно обременительной для них организационно-правовой форме акционерных обществ.
Цель изменений
Целью законопроекта является совершенствование регулирования отношений, связанных с созданием, деятельностью и прекращением обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью. Устранения значительных недостатков, которые существуют в действующем законодательстве, и приведение его в соответствие с нормами и концептуальными подходами, характерными для законодательных актов Европейского Союза и стран-членов ЕС. Принятие отдельного комплексного закона об обществах с ограниченной ответственностью и родственные им общества с дополнительной ответственностью станет логическим продолжением пути развития украинского законодательства, заложенного принятием Закона Украины «Об акционерных обществах», позволит урегулировать соответствующие отношения с должной степенью детализации, обеспечить необходимую гибкость регулирования, устранить существующие в действующих актах дублирование и разногласия, и позволит значительно улучшить инвестиционный климат и условия осуществления предпринимательской деятельности.