17.04.2020 вступили в силу изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях
17.04.2020 вступили в силу изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины с целью сохранения окружающей среды относительно усиления ответственности за действия, направленные на загрязнение атмосферного воздуха и уничтожение или повреждение объектов растительного мира» от 13.04.2020 № 556‑IХ, согласно которым были изменены:
1) статья 77: изменено абзац 2 части 1 и абзац 2 части 2;
2) статья 771: изменено абзацы 1 и 2 части 1, абзац 2 части 2.
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.
Обоснование необходимости принятия изменений
Выжигание сухой растительности и ее остатков порождает много негативных последствий. В первую очередь следует отметить ухудшение состояния окружающей среды, в частности, загрязнение атмосферного воздуха. Во‑вторых, влияние высокой температуры негативно влияет на плодородие почв. В‑третьих, выжигание растительности и ее остатков нередко вызывает пожары на соседних земельных участках, лесных массивах, заградительных лесных полосах, которые находятся рядом с участком, где осуществляется такое выжигание. В то же время в результате этого могут быть повреждены линии электропередач и другие объекты.
Осенью у нас принято сжигать опавшие листья, весной — прошлогоднюю траву. Следует отметить, что при сгорании одной тонны растительных остатков в воздух высвобождается около 9 кг микрочастиц дыма. В их состав входят пыль, окиси азота, угарный газ, тяжелые металлы и ряд канцерогенных соединений. В тлеющем без доступа кислорода листе выделяется бензопирен, который способен вызвать у человека раковые заболевания. Кроме того, с дымом в воздух высвобождаются диоксины — одни из самых ядовитых для человека веществ. На приусадебных участках растения нередко окропляют пестицидами, которые также высвобождаются в воздух при сгорании листьев или травы.
Дополнительная проблема состоит в том, что с листьями как правило горит и множество разнообразного мусора, что существенно усиливает загрязнение атмосферы. При сгорании, например, полиэтиленового пакета, в воздух высвобождается до 70 различных химических соединений, большинство из которых ядовиты для человека. Именно они как правило становятся причиной першения в горле, кашля. Плотный черный дым от тления пластикового мусора содержит канцерогенные полициклические углеводороды. При горении резины, кроме упомянутого, образуются канцерогенная сажа и способствующие респираторным заболеванием оксиды серы. К костру нередко попадают ДВП, ДСП, фанера. Эти материалы содержат формальдегидные смолы, в состав которых входят формальдегиды и могут быть окрашены масляной краской, содержащей свинец.
Кроме непосредственной угрозы человеческому здоровью, сжигание листьев и сухой травы приводит к:
— разрушению почвенного покрова, ведь непосредственно выгорают растительные остатки, погибают почвообразующие микроорганизмы;
— при сгорании образуется зола, которая является плохим удобрением и приводит ко все большему обеднению почвы;
— на природных участках и газонах огонь уничтожает семена и корни травянистых растений, повреждает нижние части деревьев и кустов и верхние части их корней;
— уничтожение естественной лиственной подстилки приводит к увеличению в 2‑4 раза промерзания почвы;
— возникает угроза перебрасывание огня на природные участки, ведущее в свою очередь к нарушению законодательства и уничтожению диких растений и животных, именно со сжигания стерни на полях начинается большинство степных пожаров;
— существует угроза лесных пожаров и возгорания жилых домов;
— если ведется сжигание стерни на полях, через которые проходят высоковольтные линии электропередач, густой дым при определенных условиях способен стать причиной короткого замыкания;
— дым от костров в туманные дни может образовывать смог и надолго зависать в воздухе, что ухудшает видимость на дорогах и приводит к увеличению частоты ДТП, аварий;
— дымящиеся населенные пункты используют для освещения значительно больше электроэнергии.
В соответствии со статьей 50 Конституции Украины, каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду.
Статья 9 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» устанавливает, что каждый гражданин Украины имеет право на безопасную для его жизни и здоровья окружающую природную среду.
Статья 12 этого же Закона определяет обязанность каждого беречь природу, охранять, рационально использовать ее богатства в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей природной среды и не нарушать экологические права и законные интересы других субъектов.
В соответствии со статьей 16 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» определено, что вредные воздействия на атмосферный воздух, для которых не установлены соответствующие нормативы экологической безопасности, запрещаются. В исключительных случаях такие влияния допускаются временно только с разрешения Министерства охраны окружающей природной среды Украины и Министерства здравоохранения Украины при условии, что за этот период будет установлен соответствующий норматив и приняты необходимые меры по охране атмосферного воздуха.
Статья 12 этого же Закона устанавливает, что складирование, хранение или размещение производственного, бытового мусора и других отходов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха пылью, вредными газообразными веществами и веществами с неприятным запахом или иного вредного воздействия, допускается только при наличии специального разрешения на определенных местными органами государственной исполнительной власти, органами местного самоуправления территориях в пределах установленных ими лимитов с соблюдением нормативов экологической безопасности и при возможности их дальнейшего хозяйственного использования. Не допускается сжигание указанных отходов на территории предприятий, учреждений, организаций и населенных пунктов, за исключением случаев, когда это осуществляется с использованием специальных установок при соблюдении требований по охране атмосферного воздуха.
В соответствии с подпунктом 3.6.14 Правил содержания жилых домов и придомовых территорий определено, что сжигание всех видов отходов на территории домовладений и в мусоросборниках запрещается.
В соответствии с подпунктом 3.6. Правил содержания зеленых насаждений в городах и других населенных пунктах Украины определено, что на территории зеленых насаждений запрещается выжигать сухую растительность, разжигать костер и нарушать другие правила противопожарной безопасности.
Несмотря на законодательные запреты, загрязнение атмосферного воздуха, уничтожение или повреждение объектов растительного мира, нарушение требований пожарной безопасности в лесах и самовольное выжигание сухой растительности или ее остатков продолжается. Уголовным кодексом Украины и Кодексом Украины об административных правонарушениях предусмотрены штрафные санкции, однако размер большинства санкций норм в сфере охраны природы не соответствует требованиям современности и не может выполнять надлежащую функцию административной ответственности из-за слишком малого ее размера. Таким образом, предложенные размеры штрафов доказывают свою неэффективность. В связи с чем уже давно назрела необходимость их пересмотра.
Цель изменений
Целью разработки законопроекта является совершенствование порядка привлечения к ответственности за загрязнение атмосферного воздуха, уничтожение или повреждение объектов растительного мира, нарушение требований пожарной безопасности в лесах и самовольное выжигание сухой растительности или ее остатков для того чтобы уменьшить разрушительные последствия и защитить право граждан на безопасный воздух и окружающую среду, а также уменьшить количество пожаров, возникающих из‑за этого.
17.04.2020 вступили в силу изменения в Уголовный кодекс Украины
17.04.2020 вступили в силу изменения в Уголовный кодекс Украины, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины с целью сохранения окружающей среды относительно усиления ответственности за действия, направленные на загрязнение атмосферного воздуха и уничтожение или повреждение объектов растительного мира» от 13.04.2020 № 556‑IХ, согласно которым были изменены:
1) статья 241: изменено абзац 2 части 1;
2) статья 245: изменено абзац 2 части 1.
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.
Обоснование необходимости принятия изменений
Выжигание сухой растительности и ее остатков порождает много негативных последствий. В первую очередь следует отметить ухудшение состояния окружающей среды, в частности, загрязнение атмосферного воздуха. Во‑вторых, влияние высокой температуры негативно влияет на плодородие почв. В‑третьих, выжигание растительности и ее остатков нередко вызывает пожары на соседних земельных участках, лесных массивах, заградительных лесных полосах, которые находятся рядом с участком, где осуществляется такое выжигание. В то же время в результате этого могут быть повреждены линии электропередач и другие объекты.
Осенью у нас принято сжигать опавшие листья, весной — прошлогоднюю траву. Следует отметить, что при сгорании одной тонны растительных остатков в воздух высвобождается около 9 кг микрочастиц дыма. В их состав входят пыль, окиси азота, угарный газ, тяжелые металлы и ряд канцерогенных соединений. В тлеющем без доступа кислорода листе выделяется бензопирен, который способен вызвать у человека раковые заболевания. Кроме того, с дымом в воздух высвобождаются диоксины — одни из самых ядовитых для человека веществ. На приусадебных участках растения нередко окропляют пестицидами, которые также высвобождаются в воздух при сгорании листьев или травы.
Дополнительная проблема состоит в том, что с листьями как правило горит и множество разнообразного мусора, что существенно усиливает загрязнение атмосферы. При сгорании, например, полиэтиленового пакета, в воздух высвобождается до 70 различных химических соединений, большинство из которых ядовиты для человека. Именно они как правило становятся причиной першения в горле, кашля. Плотный черный дым от тления пластикового мусора содержит канцерогенные полициклические углеводороды. При горении резины, кроме упомянутого, образуются канцерогенная сажа и способствующие респираторным заболеванием оксиды серы. К костру нередко попадают ДВП, ДСП, фанера. Эти материалы содержат формальдегидные смолы, в состав которых входят формальдегиды и могут быть окрашены масляной краской, содержащей свинец.
Кроме непосредственной угрозы человеческому здоровью, сжигание листьев и сухой травы приводит к:
— разрушению почвенного покрова, ведь непосредственно выгорают растительные остатки, погибают почвообразующие микроорганизмы;
— при сгорании образуется зола, которая является плохим удобрением и приводит ко все большему обеднению почвы;
— на природных участках и газонах огонь уничтожает семена и корни травянистых растений, повреждает нижние части деревьев и кустов и верхние части их корней;
— уничтожение естественной лиственной подстилки приводит к увеличению в 2‑4 раза промерзания почвы;
— возникает угроза перебрасывание огня на природные участки, ведущее в свою очередь к нарушению законодательства и уничтожению диких растений и животных, именно со сжигания стерни на полях начинается большинство степных пожаров;
— существует угроза лесных пожаров и возгорания жилых домов;
— если ведется сжигание стерни на полях, через которые проходят высоковольтные линии электропередач, густой дым при определенных условиях способен стать причиной короткого замыкания;
— дым от костров в туманные дни может образовывать смог и надолго зависать в воздухе, что ухудшает видимость на дорогах и приводит к увеличению частоты ДТП, аварий;
— дымящиеся населенные пункты используют для освещения значительно больше электроэнергии.
В соответствии со статьей 50 Конституции Украины, каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду.
Статья 9 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» устанавливает, что каждый гражданин Украины имеет право на безопасную для его жизни и здоровья окружающую природную среду.
Статья 12 этого же Закона определяет обязанность каждого беречь природу, охранять, рационально использовать ее богатства в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей природной среды и не нарушать экологические права и законные интересы других субъектов.
В соответствии со статьей 16 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» определено, что вредные воздействия на атмосферный воздух, для которых не установлены соответствующие нормативы экологической безопасности, запрещаются. В исключительных случаях такие влияния допускаются временно только с разрешения Министерства охраны окружающей природной среды Украины и Министерства здравоохранения Украины при условии, что за этот период будет установлен соответствующий норматив и приняты необходимые меры по охране атмосферного воздуха.
Статья 12 этого же Закона устанавливает, что складирование, хранение или размещение производственного, бытового мусора и других отходов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха пылью, вредными газообразными веществами и веществами с неприятным запахом или иного вредного воздействия, допускается только при наличии специального разрешения на определенных местными органами государственной исполнительной власти, органами местного самоуправления территориях в пределах установленных ими лимитов с соблюдением нормативов экологической безопасности и при возможности их дальнейшего хозяйственного использования. Не допускается сжигание указанных отходов на территории предприятий, учреждений, организаций и населенных пунктов, за исключением случаев, когда это осуществляется с использованием специальных установок при соблюдении требований по охране атмосферного воздуха.
В соответствии с подпунктом 3.6.14 Правил содержания жилых домов и придомовых территорий определено, что сжигание всех видов отходов на территории домовладений и в мусоросборниках запрещается.
В соответствии с подпунктом 3.6. Правил содержания зеленых насаждений в городах и других населенных пунктах Украины определено, что на территории зеленых насаждений запрещается выжигать сухую растительность, разжигать костер и нарушать другие правила противопожарной безопасности.
Несмотря на законодательные запреты, загрязнение атмосферного воздуха, уничтожение или повреждение объектов растительного мира, нарушение требований пожарной безопасности в лесах и самовольное выжигание сухой растительности или ее остатков продолжается. Уголовным кодексом Украины и Кодексом Украины об административных правонарушениях предусмотрены штрафные санкции, однако размер большинства санкций норм в сфере охраны природы не соответствует требованиям современности и не может выполнять надлежащую функцию административной ответственности из-за слишком малого ее размера. Таким образом, предложенные размеры штрафов доказывают свою неэффективность. В связи с чем уже давно назрела необходимость их пересмотра.
Цель изменений
Целью разработки законопроекта является совершенствование порядка привлечения к ответственности за загрязнение атмосферного воздуха, уничтожение или повреждение объектов растительного мира, нарушение требований пожарной безопасности в лесах и самовольное выжигание сухой растительности или ее остатков для того чтобы уменьшить разрушительные последствия и защитить право граждан на безопасный воздух и окружающую среду, а также уменьшить количество пожаров, возникающих из‑за этого.