Новости
17.04.2020

17.04.2020 вступили в силу изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях

17.04.2020 вступили в силу изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины с целью сохранения окружающей среды относительно усиления ответственности за действия, направленные на загрязнение атмосферного воздуха и уничтожение или повреждение объектов растительного мира» от 13.04.2020 № 556‑IХ, согласно которым были изменены:

1) статья 77: изменено абзац 2 части 1 и абзац 2 части 2;

2) статья 771: изменено абзацы 1 и 2 части 1, абзац 2 части 2.

В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.

Обоснование необходимости принятия изменений

Выжигание сухой растительности и ее остатков порождает много негативных последствий. В первую очередь следует отметить ухудшение состояния окружающей среды, в частности, загрязнение атмосферного воздуха. Во‑вторых, влияние высокой температуры негативно влияет на плодородие почв. В‑третьих, выжигание растительности и ее остатков нередко вызывает пожары на соседних земельных участках, лесных массивах, заградительных лесных полосах, которые находятся рядом с участком, где осуществляется такое выжигание. В то же время в результате этого могут быть повреждены линии электропередач и другие объекты.

Осенью у нас принято сжигать опавшие листья, весной — прошлогоднюю траву. Следует отметить, что при сгорании одной тонны растительных остатков в воздух высвобождается около 9 кг микрочастиц дыма. В их состав входят пыль, окиси азота, угарный газ, тяжелые металлы и ряд канцерогенных соединений. В тлеющем без доступа кислорода листе выделяется бензопирен, который способен вызвать у человека раковые заболевания. Кроме того, с дымом в воздух высвобождаются диоксины — одни из самых ядовитых для человека веществ. На приусадебных участках растения нередко окропляют пестицидами, которые также высвобождаются в воздух при сгорании листьев или травы.

Дополнительная проблема состоит в том, что с листьями как правило горит и множество разнообразного мусора, что существенно усиливает загрязнение атмосферы. При сгорании, например, полиэтиленового пакета, в воздух высвобождается до 70 различных химических соединений, большинство из которых ядовиты для человека. Именно они как правило становятся причиной першения в горле, кашля. Плотный черный дым от тления пластикового мусора содержит канцерогенные полициклические углеводороды. При горении резины, кроме упомянутого, образуются канцерогенная сажа и способствующие респираторным заболеванием оксиды серы. К костру нередко попадают ДВП, ДСП, фанера. Эти материалы содержат формальдегидные смолы, в состав которых входят формальдегиды и могут быть окрашены масляной краской, содержащей свинец.

Кроме непосредственной угрозы человеческому здоровью, сжигание листьев и сухой травы приводит к:

— разрушению почвенного покрова, ведь непосредственно выгорают растительные остатки, погибают почвообразующие микроорганизмы;

— при сгорании образуется зола, которая является плохим удобрением и приводит ко все большему обеднению почвы;

— на природных участках и газонах огонь уничтожает семена и корни травянистых растений, повреждает нижние части деревьев и кустов и верхние части их корней;

— уничтожение естественной лиственной подстилки приводит к увеличению в 2‑4 раза промерзания почвы;

— возникает угроза перебрасывание огня на природные участки, ведущее в свою очередь к нарушению законодательства и уничтожению диких растений и животных, именно со сжигания стерни на полях начинается большинство степных пожаров;

— существует угроза лесных пожаров и возгорания жилых домов;

— если ведется сжигание стерни на полях, через которые проходят высоковольтные линии электропередач, густой дым при определенных условиях способен стать причиной короткого замыкания;

— дым от костров в туманные дни может образовывать смог и надолго зависать в воздухе, что ухудшает видимость на дорогах и приводит к увеличению частоты ДТП, аварий;

— дымящиеся населенные пункты используют для освещения значительно больше электроэнергии.

В соответствии со статьей 50 Конституции Украины, каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду.

Статья 9 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» устанавливает, что каждый гражданин Украины имеет право на безопасную для его жизни и здоровья окружающую природную среду.

Статья 12 этого же Закона определяет обязанность каждого беречь природу, охранять, рационально использовать ее богатства в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей природной среды и не нарушать экологические права и законные интересы других субъектов.

В соответствии со статьей 16 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» определено, что вредные воздействия на атмосферный воздух, для которых не установлены соответствующие нормативы экологической безопасности, запрещаются. В исключительных случаях такие влияния допускаются временно только с разрешения Министерства охраны окружающей природной среды Украины и Министерства здравоохранения Украины при условии, что за этот период будет установлен соответствующий норматив и приняты необходимые меры по охране атмосферного воздуха.

Статья 12 этого же Закона устанавливает, что складирование, хранение или размещение производственного, бытового мусора и других отходов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха пылью, вредными газообразными веществами и веществами с неприятным запахом или иного вредного воздействия, допускается только при наличии специального разрешения на определенных местными органами государственной исполнительной власти, органами местного самоуправления территориях в пределах установленных ими лимитов с соблюдением нормативов экологической безопасности и при возможности их дальнейшего хозяйственного использования. Не допускается сжигание указанных отходов на территории предприятий, учреждений, организаций и населенных пунктов, за исключением случаев, когда это осуществляется с использованием специальных установок при соблюдении требований по охране атмосферного воздуха.

В соответствии с подпунктом 3.6.14 Правил содержания жилых домов и придомовых территорий определено, что сжигание всех видов отходов на территории домовладений и в мусоросборниках запрещается.

В соответствии с подпунктом 3.6. Правил содержания зеленых насаждений в городах и других населенных пунктах Украины определено, что на территории зеленых насаждений запрещается выжигать сухую растительность, разжигать костер и нарушать другие правила противопожарной безопасности.

Несмотря на законодательные запреты, загрязнение атмосферного воздуха, уничтожение или повреждение объектов растительного мира, нарушение требований пожарной безопасности в лесах и самовольное выжигание сухой растительности или ее остатков продолжается. Уголовным кодексом Украины и Кодексом Украины об административных правонарушениях предусмотрены штрафные санкции, однако размер большинства санкций норм в сфере охраны природы не соответствует требованиям современности и не может выполнять надлежащую функцию административной ответственности из-за слишком малого ее размера. Таким образом, предложенные размеры штрафов доказывают свою неэффективность. В связи с чем уже давно назрела необходимость их пересмотра.

Цель изменений

Целью разработки законопроекта является совершенствование порядка привлечения к ответственности за загрязнение атмосферного воздуха, уничтожение или повреждение объектов растительного мира, нарушение требований пожарной безопасности в лесах и самовольное выжигание сухой растительности или ее остатков для того чтобы уменьшить разрушительные последствия и защитить право граждан на безопасный воздух и окружающую среду, а также уменьшить количество пожаров, возникающих из‑за этого.

17.04.2020 вступили в силу изменения в Уголовный кодекс Украины

17.04.2020 вступили в силу изменения в Уголовный кодекс Украины, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины с целью сохранения окружающей среды относительно усиления ответственности за действия, направленные на загрязнение атмосферного воздуха и уничтожение или повреждение объектов растительного мира» от 13.04.2020 № 556‑IХ, согласно которым были изменены:

1) статья 241: изменено абзац 2 части 1;

2) статья 245: изменено абзац 2 части 1.

В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.

Обоснование необходимости принятия изменений

Выжигание сухой растительности и ее остатков порождает много негативных последствий. В первую очередь следует отметить ухудшение состояния окружающей среды, в частности, загрязнение атмосферного воздуха. Во‑вторых, влияние высокой температуры негативно влияет на плодородие почв. В‑третьих, выжигание растительности и ее остатков нередко вызывает пожары на соседних земельных участках, лесных массивах, заградительных лесных полосах, которые находятся рядом с участком, где осуществляется такое выжигание. В то же время в результате этого могут быть повреждены линии электропередач и другие объекты.

Осенью у нас принято сжигать опавшие листья, весной — прошлогоднюю траву. Следует отметить, что при сгорании одной тонны растительных остатков в воздух высвобождается около 9 кг микрочастиц дыма. В их состав входят пыль, окиси азота, угарный газ, тяжелые металлы и ряд канцерогенных соединений. В тлеющем без доступа кислорода листе выделяется бензопирен, который способен вызвать у человека раковые заболевания. Кроме того, с дымом в воздух высвобождаются диоксины — одни из самых ядовитых для человека веществ. На приусадебных участках растения нередко окропляют пестицидами, которые также высвобождаются в воздух при сгорании листьев или травы.

Дополнительная проблема состоит в том, что с листьями как правило горит и множество разнообразного мусора, что существенно усиливает загрязнение атмосферы. При сгорании, например, полиэтиленового пакета, в воздух высвобождается до 70 различных химических соединений, большинство из которых ядовиты для человека. Именно они как правило становятся причиной першения в горле, кашля. Плотный черный дым от тления пластикового мусора содержит канцерогенные полициклические углеводороды. При горении резины, кроме упомянутого, образуются канцерогенная сажа и способствующие респираторным заболеванием оксиды серы. К костру нередко попадают ДВП, ДСП, фанера. Эти материалы содержат формальдегидные смолы, в состав которых входят формальдегиды и могут быть окрашены масляной краской, содержащей свинец.

Кроме непосредственной угрозы человеческому здоровью, сжигание листьев и сухой травы приводит к:

— разрушению почвенного покрова, ведь непосредственно выгорают растительные остатки, погибают почвообразующие микроорганизмы;

— при сгорании образуется зола, которая является плохим удобрением и приводит ко все большему обеднению почвы;

— на природных участках и газонах огонь уничтожает семена и корни травянистых растений, повреждает нижние части деревьев и кустов и верхние части их корней;

— уничтожение естественной лиственной подстилки приводит к увеличению в 2‑4 раза промерзания почвы;

— возникает угроза перебрасывание огня на природные участки, ведущее в свою очередь к нарушению законодательства и уничтожению диких растений и животных, именно со сжигания стерни на полях начинается большинство степных пожаров;

— существует угроза лесных пожаров и возгорания жилых домов;

— если ведется сжигание стерни на полях, через которые проходят высоковольтные линии электропередач, густой дым при определенных условиях способен стать причиной короткого замыкания;

— дым от костров в туманные дни может образовывать смог и надолго зависать в воздухе, что ухудшает видимость на дорогах и приводит к увеличению частоты ДТП, аварий;

— дымящиеся населенные пункты используют для освещения значительно больше электроэнергии.

В соответствии со статьей 50 Конституции Украины, каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду.

Статья 9 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» устанавливает, что каждый гражданин Украины имеет право на безопасную для его жизни и здоровья окружающую природную среду.

Статья 12 этого же Закона определяет обязанность каждого беречь природу, охранять, рационально использовать ее богатства в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей природной среды и не нарушать экологические права и законные интересы других субъектов.

В соответствии со статьей 16 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» определено, что вредные воздействия на атмосферный воздух, для которых не установлены соответствующие нормативы экологической безопасности, запрещаются. В исключительных случаях такие влияния допускаются временно только с разрешения Министерства охраны окружающей природной среды Украины и Министерства здравоохранения Украины при условии, что за этот период будет установлен соответствующий норматив и приняты необходимые меры по охране атмосферного воздуха.

Статья 12 этого же Закона устанавливает, что складирование, хранение или размещение производственного, бытового мусора и других отходов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха пылью, вредными газообразными веществами и веществами с неприятным запахом или иного вредного воздействия, допускается только при наличии специального разрешения на определенных местными органами государственной исполнительной власти, органами местного самоуправления территориях в пределах установленных ими лимитов с соблюдением нормативов экологической безопасности и при возможности их дальнейшего хозяйственного использования. Не допускается сжигание указанных отходов на территории предприятий, учреждений, организаций и населенных пунктов, за исключением случаев, когда это осуществляется с использованием специальных установок при соблюдении требований по охране атмосферного воздуха.

В соответствии с подпунктом 3.6.14 Правил содержания жилых домов и придомовых территорий определено, что сжигание всех видов отходов на территории домовладений и в мусоросборниках запрещается.

В соответствии с подпунктом 3.6. Правил содержания зеленых насаждений в городах и других населенных пунктах Украины определено, что на территории зеленых насаждений запрещается выжигать сухую растительность, разжигать костер и нарушать другие правила противопожарной безопасности.

Несмотря на законодательные запреты, загрязнение атмосферного воздуха, уничтожение или повреждение объектов растительного мира, нарушение требований пожарной безопасности в лесах и самовольное выжигание сухой растительности или ее остатков продолжается. Уголовным кодексом Украины и Кодексом Украины об административных правонарушениях предусмотрены штрафные санкции, однако размер большинства санкций норм в сфере охраны природы не соответствует требованиям современности и не может выполнять надлежащую функцию административной ответственности из-за слишком малого ее размера. Таким образом, предложенные размеры штрафов доказывают свою неэффективность. В связи с чем уже давно назрела необходимость их пересмотра.

Цель изменений

Целью разработки законопроекта является совершенствование порядка привлечения к ответственности за загрязнение атмосферного воздуха, уничтожение или повреждение объектов растительного мира, нарушение требований пожарной безопасности в лесах и самовольное выжигание сухой растительности или ее остатков для того чтобы уменьшить разрушительные последствия и защитить право граждан на безопасный воздух и окружающую среду, а также уменьшить количество пожаров, возникающих из‑за этого.

Архивы новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
3031     
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       

Сервіс клієнтів: тел.: (044) 223 34 67 e-mail: peredplata@zakoni.ua
Общество с ограниченной ответственностью «Редакция сборника «Вестник Украины»
Киевская область, Барышевский район
пгт Барышевка, ул. Октябрьская, 53
Адрес для переписки: 07501, Киевская область, Барышевский район,
пгт Барышевка,
а/я 25