07.02.2019 вступили в силу изменения в Хозяйственный кодекс Украины
07.02.2019 вступили в силу изменения в Хозяйственный кодекс Украины, предусмотренные Законом Украины «О валюте и валютных операциях» от 21.06.2018 № 2473‑VIII, согласно которым было изменено часть 2 статьи 250.
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.
Обоснование необходимости принятия изменений
Проект Закона «О валюте» разработан в связи с необходимостью законодательного закрепления принципов прозрачной валютной политики Украины, урегулирования валютного рынка, необходимостью восстановления стабильности валюты Украины, создание благоприятного инвестиционного климата в стране.
Действующий режим валютного регулирования, сложившийся с принятием Декрета Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля» (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1993, № 17, ст.184) и нормативно-правовых актов, принятых в соответствии с этим Декретом, является устаревшим и не отвечает современной европейской практике организации валютного регулирования. Система валютного регулирования является непрозрачной для субъектов валютных операций и создает дополнительные трудности при вступлении в валютные правоотношения. Кроме того, система валютного регулирования и контроля настолько несоответствует времени и запросу субъектов валютных отношений, что не может быть изменена отдельными уточнениями/изменениями законодательства и требует коренного пересмотра с введением нового режима валютного регулирования, чтобы соответствовал лучшим практикам Европейского Союза в отношении введения режима свободного движения капитала.
Цель изменений
Целью законопроекта является установление режима валютного регулирования, который предусматривает свободное проведение валютных операций их субъектами с целью улучшения простоты проведения таких операций, улучшение инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности Украины, а также реализацию обязательств, принятых Украиной согласно Соглашению об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны, в частности внедрение принципов регулирования движения капитала Европейского Союза (по Директиве Совета ЕЭС от 24.06.1988 № 88/361/ЕЭС).
07.02.2019 вступили в силу изменения в Земельный кодекс Украины
07.02.2019 вступили в силу изменения в Земельный кодекс Украины, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменений в раздел Х «Переходные положения» Земельного кодекса Украины относительно продления запрета отчуждения сельскохозяйственных земель» от 20.12.2018 № 2666‑VIII, согласно которым были изменены пункты 14 и 15 раздела Х.
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.
Обоснование необходимости принятия изменений
В пунктах 14 и 15 раздела Х «Переходные положения» Земельного кодекса Украины определено, что до вступления в силу закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, но не ранее 1 января 2019 года, запрещается:
внесение права на земельную долю (пай) в уставные капиталы хозяйственных обществ;
купля‑продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности, кроме изъятия (выкупа) их для общественных нужд;
купля‑продажа или иным способом отчуждение земельных участков и изменение целевого назначения (использования) земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц для ведения товарного сельскохозяйственного производства, земельных участков, выделенных в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев) для ведения личного крестьянского хозяйства, а также земельных долей (паев), кроме передачи их по наследству, обмена земельного участка на другой земельный участок в соответствии с законом и изъятия (выкупа) земельных участков для общественных нужд, а также кроме изменения целевого назначения (использования) земельных участков с целью их предоставления инвесторам — участникам соглашений о разделе продукции для осуществления деятельности по таким сделкам.
Политические спекуляции о том, что с 1 января 2019 года будет снят мораторий и введен свободный оборот земель сельскохозяйственного назначения создают напряжение в обществе и не способствуют доверию гражданского общества к реформам, которые реализуются в государстве.
Отмена в условиях военного положения и экономического кризиса моратория на отчуждение сельскохозяйственных земель, без урегулирования на законодательном уровне процедуры оборота земель сельскохозяйственного назначения, является угрозой как национальной, так и продовольственной безопасности нашего государства, которая может потерять ценный ресурс — украинские сельскохозяйственные земли.
Кроме того, перед введением в Украине оборота земель сельскохозяйственного назначения сначала необходимо разработать и принять законодательную базу по формированию развитой сети фермерских хозяйств и сельскохозяйственной кооперации. Это позволит создать рабочие места в сельской местности, обеспечить развитие территориальных общин и сельской инфраструктуры.
Следует также учитывать низкую инвестиционную привлекательность украинского аграрного сектора, основной причиной которой является невозможность ипотечного кредитования сельского хозяйства под залог земельных участков сельскохозяйственного назначения. На сегодняшний день коммерческие банки не могут предложить сельскохозяйственным товаропроизводителям дешевого кредитования. Высокие кредитные ставки обусловлены тем, что банки предоставляют кредиты обязательно под залог, а учитывая то, что на куплю‑продажу сельскохозяйственных земель действует запрет, предметом залога является будущий урожай, что связано с высокими рисками.
Нужно осознавать, что введение оборота земель сельскохозяйственного назначения не может быть самоцелью, а должно способствовать привлечению в аграрный сектор Украины инвестиций, исключив одновременно при этом обезземеливания украинских граждан.
Именно поэтому есть необходимость продлить мораторий на продажу или иным способом отчуждение земель сельскохозяйственного назначения и разработать подробную пошаговую процедуру введения в экономический оборот сельскохозяйственных земель.
Решение этих и других проблем, вызванных действующим мораторием на куплю продажу сельскохозяйственных земель, требует урегулирования данного вопроса путем принятия Закона Украины «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», что требует определенного времени для его наработки, широкого обсуждения с гражданским обществом и экспертами и принятия его Верховной Радой Украины.
Цель изменений
Целью принятия Закона Украины «О внесении изменений в раздел Х «Переходные положения» Земельного кодекса Украины относительно продления запрета отчуждения сельскохозяйственных земель» является продление на один год срока действия моратория на продажу или иным способом отчуждение земель сельскохозяйственного назначения, что позволит урегулировать за это время на законодательном уровне процедуру оборота земель сельскохозяйственного назначения и разработать необходимые нормативно-правовые акты для введения сельскохозяйственных земель в экономический оборот.
07.02.2019 вступили в силу изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях
07.02.2019 вступили в силу изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, предусмотренных законами Украины «О валюте и валютных операциях» от 21.06.2018 № 2473‑VIII и «Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности» от 21.12.2017 № 2258‑VIII, в соответствии с которыми были изменены:
1) статья 162: изменено абзац 2;
2) статья 1621: изложено в новой редакции статью;
3) глава 12: исключено статью 1622, дополнено статьями 16316 и 16626;
4) статья 1665: изменено название статьи, дополнено частью 6, дополнено абзацем 3 примечание;
5) статья 221: изменено статью;
6) статья 2343: изменено часть 1;
7) статья 24416: изменено часть 1;
8) статья 24417: изменено часть 1;
9) глава 17: дополнено статьей 24422;
10) статья 255: изменено абзацы 2 и 26 пункта 1 части 1.
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительных записках к соответствующим законопроектам было указано следующее.
1. Относительно изменений, предусмотренных Законом Украины «О валюте и валютных операциях»
1.1. Обоснование необходимости принятия изменений
Проект Закона «О валюте» разработан в связи с необходимостью законодательного закрепления принципов прозрачной валютной политики Украины, урегулирования валютного рынка, необходимостью восстановления стабильности валюты Украины, создание благоприятного инвестиционного климата в стране.
Действующий режим валютного регулирования, сложившийся с принятием Декрета Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля» (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1993, № 17, ст.184) и нормативно-правовых актов, принятых в соответствии с этим Декретом, является устаревшим и не отвечает современной европейской практике организации валютного регулирования. Система валютного регулирования является непрозрачной для субъектов валютных операций и создает дополнительные трудности при вступлении в валютные правоотношения. Кроме того, система валютного регулирования и контроля настолько несоответствует времени и запросу субъектов валютных отношений, что не может быть изменена отдельными уточнениями/изменениями законодательства и требует коренного пересмотра с введением нового режима валютного регулирования, чтобы соответствовал лучшим практикам Европейского Союза в отношении введения режима свободного движения капитала.
1.2. Цель изменений
Целью законопроекта является установление режима валютного регулирования, который предусматривает свободное проведение валютных операций их субъектами с целью улучшения простоты проведения таких операций, улучшение инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности Украины, а также реализацию обязательств, принятых Украиной согласно Соглашению об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны, в частности внедрение принципов регулирования движения капитала Европейского Союза (по Директиве Совета ЕЭС от 24.06.1988 № 88/361/ЕЭС).
2. Относительно изменений, предусмотренных Законом Украины «Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности»
2.1. Обоснование необходимости принятия изменений
Европейским парламентом и Советом Европейского Союза принято Директиву об обязательном аудите годовой отчетности и консолидированной отчетности от 17.05.2006 № 2006/43/ЕС (далее — Директива 2006/43/ЕС).
В соответствии с пунктом 340 Плана мероприятий по имплементации Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским Сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны, на 2014‑2017 годы, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Украины от 17.09.2014 № 847‑р, Министерство финансов Украины является главным исполнителем, ответственным за разработку проекта Закона Украины о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно осуществления аудиторской деятельности с целью имплементации положений Директивы 2006/43/ЕС.
Распоряжением Кабинета Министров Украины от 08.04.2015 № 345 «Об одобрении разработанных Министерством финансов планов имплементации некоторых актов законодательства ЕС в сфере бухгалтерского учета и аудита» одобрен План имплементации Директивы 2006/43/ЕС.
Согласно указанного Плана имплементация Директивы 2006/43/ЕС реализовывалась с учетом норм Регламента (ЕС) № 537/2014 Европейского Парламента и Совета от 16.04.2014 об особых требованиях относительно аудита общественно значимых субъектов хозяйствования (далее — Регламент 537/2014).
Учитывая вышеуказанное, Министерством финансов Украины разработан проект Закона Украины «Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности» (далее — законопроект).
2.2. Цель изменений
Целью законопроекта является:
повышение уровня доверия инвесторов к финансовой отчетности отечественных предприятий, в т. ч. государственных компаний, обеспечение ее прозрачности и сопоставимости;
дерегуляция аудиторской деятельности;
возможность выхода аудиторских компаний Украины на европейские рынки за счет признания эквивалентности систем;
расширение рынка аудиторской деятельности;
повышение престижа и доверия к деятельности аудиторов;
искоренение коррупции;
повышение доверия населения к украинским банкам, страховым компаниям, другим публичным компаниям, в т. ч. государственным предприятиям;
создание надлежащих условий для выхода национальных компаний на рынки капитала;
повышение доверия регуляторных органов к финансовой отчетности компании; создание положительного инвестиционного климата Украины.