25.11.2018 вступили в силу изменения в Таможенный кодекс Украины
25.11.2018 вступили в силу изменения в Таможенный кодекс Украины, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно ввоза транспортных средств на таможенную территорию Украины» от 08.11.2018 № 2612‑VIII, согласно которым были изменены :
1) статья 108: изменено часть 2, изложено в новой редакции части 3 и 4;
2) статья 365: изложено в новой редакции часть 7;
3) статья 380: изменено название статьи, дополнено частью 3, считать частями 4‑8 части 3‑7, дополнено абзацем 3 часть 4, считать абзацами 4 и 5 абзацы 3 и 4 части 4, изменено абзац 4 части 4, изменено абзац 3 части 5, изменено часть 7, изложено в новой редакции часть 8;
4) статья 381: изложено в новой редакции название статьи, изменено часть 1, дополнено абзацем 2 часть 1, изменено части 2 и 3;
5) статья 452: изменено часть 1, дополнено частью 5;
6) статья 467: изложено в новой редакции часть 1, исключено часть 2;
7) статья 494: изменено часть 1, изменено пункт 7 части 2, изменено часть 8, дополнено частями 9 и 10 считать частью 11 часть 9, изменено часть 11;
8) статья 511: изложено в новой редакции часть 2, изменено части 3 и 4;
9) статья 522: изложено в новой редакции статью;
10) статья 558: изменено части 1‑4, дополнено частями 5‑7,
11) раздел ХХ: изменено пункт 72, дополнено пунктами 92 и 93.
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.
Обоснование необходимости принятия изменений
В последние годы значительно увеличилось количество граждан, которые используют в Украине транспортные средства с иностранной регистрацией как для собственных личных нужд, так и для регулярного перемещения через таможенную границу Украины товаров в коммерческих целях.
Такие транспортные средства помещаются гражданами Украины в таможенный режим транзита, а нерезидентами — в таможенный режим временного ввоза с последующей передачей их в пользование гражданам Украины. Впоследствии, нарушая установленные сроки пребывания таких транспортных средств на таможенной территории Украины, граждане Украины используют их на постоянной основе без уплаты в бюджет каких‑либо налогов.
Превышение установленных Таможенным кодексом Украины сроков транзита и временного ввоза транспортных средств личного пользования, находящихся под таможенным контролем, является нарушением таможенных правил по статьям 470 и 481 Таможенного кодекса и влекут за собой административную ответственность в виде предупреждений и штрафов.
Кроме того, Таможенным кодексом установлен запрет на использование таких транспортных средств в целях предпринимательской деятельности в Украине, на их разукомплектование или передачу во владение, пользование или распоряжение другим лицам.
Административную ответственность за неправомерные операции с товарами, таможенное оформление которых не завершено, или с товарами, находящимися на временном хранении под таможенным контролем, установлено в статье 469 Таможенного кодекса Украины, согласно которой таможенные органы при выявлении фактов передачи транспортного средства в пользование другому лицу составляют протокол о нарушении таможенных правил.
Однако, в марте 2015 года Конституционный Суд Украины (Решение Конституционного Суда Украины от 31 марта 2015 года по Делу № 1‑4/2015 относительно официального толкования положений части второй статьи 469 Таможенного кодекса Украины) установил, что пользование или распоряжение транспортными средствами личного пользования, которые помещены в таможенный режим временного ввоза на таможенную территорию Украины, не является административным правонарушением, предусмотренным в части второй статьи 469 Таможенного кодекса.
Такое решение лишило органы доходов и сборов рычагов воздействия на граждан-нарушителей, что привело к значительному увеличению количества транспортных средств личного пользования с иностранной регистрацией, находящихся в Украине с нарушением таможенных правил и использующихся с нарушением таможенного законодательства.
Данные таможенной статистики по ввозу на таможенную территорию Украины гражданами-резидентами и гражданами-нерезидентами транспортных средств личного пользования с иностранной регистрацией, количеству не вывезенных таких транспортных средств и количеству пересечений ими таможенной границы за 1 квартал 2018 года и 2017 год свидетельствуют о росте количества транспортных средств, которые находятся на таможенной территории Украины с нарушением таможенных правил:
в таможенном режиме транзита:
Количество ввозимых ТС с иностранной регистрацией | Количество не вывезенных ТС с иностранной регистрацией | Количество пересечений таможенной границы | ||||
1 кв. 2018 | 2017 | 1 кв. 2018 | 2017 | 1 кв. 2018 | 2017 | |
резиденты | 75 178 | 200 733 | 16 209 | 38 821 | 521 479 | 2 226 975 |
нерезиденты | 3 579 | 11 290 | 261 | 5 199 | 9 016 | 33 427 |
Вместе | 78 757 | 212 023 | 16 470 | 44 020 | 530 495 | 2 260 402 |
в таможенном режиме временного ввоза:
Количество ввозимых ТС с иностранной регистрацией | Количество не вывезенных ТС с иностранной регистрацией | Количество пересечений таможенной границы | ||||
1 кв. 2018 | 2017 | 1 кв. 2018 | 2017 | 1 кв. 2018 | 2017 | |
резиденты | 17 413 | 57 144 | 2 363 | 4 404 | 37 592 | 196 516 |
нерезиденты | 203 823 | 696 232 | 43 925 | 140 958 | 487 208 | 2 583 378 |
Вместе | 221 236 | 753 376 | 46 288 | 145 362 | 524 800 | 2 779 894 |
Таможнями ДФС в течении 2017 года составлено 21526 протоколов о нарушении таможенных правил в отношении физических лиц в связи с нарушением порядка перемещения транспортных средств через таможенную границу Украины. Сумма штрафов, наложенных таможнями ДФС, за совершение правонарушений составила 324 млн грн. Сумма взысканных штрафов составила 56 млн грн.
За 1 квартал 2018 года, уже составлено 8736 протоколов о нарушении таможенных правил. Сумма штрафов, наложенных таможнями ДФС составила 94 млн грн. Сумма взысканных штрафов составила 12 млн грн.
Всего, по данным таможенной статистики по состоянию на 1 мая 2018 года количество транспортных средств с иностранной регистрацией, которые за период с 1 января 2016 года были ввезены на таможенную территорию Украины в таможенном режиме транзита и временного ввоза составляет 2 009 071 единиц (из них в таможенном режиме транзита 418 362 авто, в таможенном режиме временного ввоза 1 590 709 авто). Среди таких автомобилей 315 228 единиц до сих пор не вывезены за пределы таможенной территории Украины (79 517 транзитных авто и 235 711 временно ввезенных), из них 124 519 единиц находятся на таможенной территории Украины с нарушением срока пребывания (63 047 транзитных авто и 61 472 временно ввозимых ).
Вместе с тем, по данным Национальной полиции в 2017 году в Украине произошло более 10 000 ДТП с участием транспортных средств с иностранной регистрацией, что составляет более 6% от всех автомобильных аварий в Украине. В первом квартале количество таких ДТП увеличилось уже до 8,5%.
Одновременно, по данным Моторного (транспортного) страхового бюро Украины по состоянию на 1 мая 2018 года полисы обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств было приобретено почти 198 тысячами владельцев транспортных средств с иностранной регистрацией, что не соответствует количеству ввезенных таких транспортных средств в Украину.
Вышеуказанная ситуация сложилась вследствие неэффективных действий отдельных органов исполнительной власти, а также несовершенства некоторых норм действующего законодательства, регулирующего вопросы:
— ввоза гражданами в таможенном режиме временного ввоза/транзита транспортных средств личного пользования и использования таких транспортных средств на таможенной территории Украины;
— ответственности граждан за нарушение условий временного ввоза/транзита на таможенную территорию Украины таких транспортных средств;
— взаимодействия органов доходов и сборов, Государственной пограничной службы и Национальной полиции;
— ввоза и регистрации в Украине транспортных средств установленных экологических стандартов.
Цель изменений
Целью принятия законопроекта является урегулирование вопроса ввоза транспортных средств на таможенную территорию Украины, обеспечения действенного контроля за перемещением, целевым использованием транспортных средств, помещенных в таможенный режим транзита или временного ввоза, усиление ответственности граждан за нарушение таможенных правил.
25.11.2018 вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Украины
25.11.2018 вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Украины, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения акцизным налогом легковых транспортных средств» от 08.11.2018 № 2611‑VIII, согласно которым были изменены:
1) статья 14: изменено подпункт 14.1.1241 пункта 14.1;
2) статья 70: изменено подпункт 70.16.2 пункта 70.16;
3) статья 213: дополнено подпунктом 213.3.14 пункт 213.3;
4) статья 215: изложено в новой редакции подпункт 215.3.51 пункта 215.3.5;
5) статья 216: изменено пункт 216.11;
6) статья 222: изменено подпункт 222.2.4 пункта 222.2;
7) статья 267: изменено подпункт 267.6.3 пункта 267.6;
8) раздел ХХ: исключено пункт 15 подраздела 5, дополнено пунктом 20 подраздел 5, дополнено пунктом 49 подраздел 10.
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.
Обоснование необходимости принятия изменений
За период своего существования система налогообложения акцизным налогом транспортных средств в Украине испытывала существенные изменения.
До 16 мая 2008 года (дня вступления Украины во Всемирную торговую организацию) ввоз на таможенную территорию Украины и регистрация транспортных средств старше 8 лет были запрещены.
После вступления Украины в ВТО такой запрет был отменен и введен сбор за первую регистрацию в Украине транспортных средств. Для транспортных средств старше 8 лет были введены повышающие коэффициенты, которые делали финансово нецелесообразным ввоз таких транспортных средств.
С 2010 года введены дополнительные ограничения по ввозу и первой регистрации транспортных средств (как новых, так и бывших в употреблении), которые не соответствуют экологическим нормам ЕВРО‑3 (ЕВРО‑4 с 2012 года, ЕВРО‑5 с 2014 года).
В 2012 году из-за невозможности отечественных автопроизводителей соответствовать таким стандартам требования по соответствию были перенесены: для ЕВРО‑3 с 2013 года, ЕВРО‑4 с 2014 года, ЕВРО‑5 с 2016 года и введен ЕВРО‑6 с 2018 года. В 2017 году требования по соответствию ЕВРО‑6 были перенесены на 2020 год.
По сути в Украине установлен запрет на ввоз и регистрацию транспортных средств, не соответствующих экологическим нормам (в настоящее время ЕВРО‑5), целью которого является ограничение регистрации более старых автомобилей.
По европейскому законодательству такие требования распространяются исключительно на новые транспортные средства и касаются автопроизводителей. Транспортные средства, бывшие в употреблении (были зарегистрированы в любой стране), могут свободно ввозиться в любую страну ЕС и браться на учет только после прохождения соответствующего технического осмотра, обязательность внедрения которого в Украине с 2020 года предусмотрена Соглашением об ассоциации с ЕС.
Ограничительные меры по ввозу и эксплуатации транспортных средств, бывших в употреблении, внедрены на уровне национального законодательства каждой страны ЕС и в разных странах реализованы путем установления: регистрационного налога или акцизного налога (единоразово), налогов на владение авто, налогов за пользование дорогами, экологических налогов (ежегодно), а также путем введения повышенной стоимости полиса обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств.
С 2015 года (при сокращении количества налогов) отменен сбор за первую регистрацию транспортных средств путем его переноса к акцизному налогу на транспортные средства.
Но действующие ставки акцизного налога в Украине для легковых транспортных средств установлены не равномерно.
По размеру акцизного налога для новых транспортных средств можно выделить три группы: первая до 1500 куб. см двигателя — до 100 евро на один автомобиль (именно эти легковые автомобили производились в Украине), вторая – от 1500 до 3000 куб. см двигателя — в 5‑11 раз выше первой группы на один автомобиль, и третья — более 3000 куб. см двигателя — в 100‑150 раз выше первой группы на один автомобиль.
Указанный дискриминационный подход усиливается установлением повышенных ставок для легковых транспортных средств, использовавшихся до 5 лет, которые в 7‑20 раз больше чем для новых, а для легковых транспортных средств, использовавшихся более 5 лет — в 10‑28 раз больше чем для новых.
Для частичного устранения такого дискриминационного влияния Законом Украины № 1389 с 1 августа 2016 года до 31 декабря 2018 года ставки акцизного налога для легковых транспортных средств, произведенных после 1 января 2010 года, которые соответствуют ЕВРО‑5, установлены как для новых автомобилей.
Только за 2017 год в Украину было ввезено 70 908 легковых транспортных средств, которые использовались, произведенных с 1 января 2010 года, сумма уплаченных таможенных платежей за которые составила 5,377 млрд гривен.
Введение этих норм не повлияло на сегмент новых легковых автомобилей, которых в 2017 году было ввезено в Украину 80 628 единиц (на 28% больше показателя 2016 года), сумма уплаченных таможенных платежей за которые составила 15,790 млрд гривен.
Однако, невозможность таможенного оформления и регистрации в Украине легковых транспортных средств, не соответствующих ЕВРО‑5, дискриминационная система ставок акцизного налога, несовершенство некоторых норм действующего таможенного законодательства, а также неэффективные действия отдельных органов исполнительной власти в части контроля за ввозом гражданами в таможенном режиме временного ввоза / транзита транспортных средств личного пользования и использования таких транспортных средств на таможенной территории Украины, привели к массовому ввозу и эксплуатации гражданами Украины на таможенной территории Украины транспортных средств с иностранной регистрацией.
Цель изменений
Принятие законопроекта направлено на замену действующей устаревшей системы налогообложения акцизным налогом легковых транспортных средств, ликвидацию дисбаланса в установленных ставках акцизного налога в зависимости от объема цилиндров двигателя транспортных средств и их возраста, уменьшение стоимости новых транспортных средств, стимулирования к приобретению более новых транспортных средств и создание условий для растаможивания ранее ввезенных на таможенную территорию Украины автомобилей с иностранной регистрацией.