25.11.2018 вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Украины

25.11.2018 вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Украины, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения акцизным налогом легковых транспортных средств» от 08.11.2018 № 2611‑VIII, согласно которым были изменены:

1) статья 14: изменено подпункт 14.1.1241 пункта 14.1;

2) статья 70: изменено подпункт 70.16.2 пункта 70.16;

3) статья 213: дополнено подпунктом 213.3.14 пункт 213.3;

4) статья 215: изложено в новой редакции подпункт 215.3.51 пункта 215.3.5;

5) статья 216: изменено пункт 216.11;

6) статья 222: изменено подпункт 222.2.4 пункта 222.2;

7) статья 267: изменено подпункт 267.6.3 пункта 267.6;

8) раздел ХХ: исключено пункт 15 подраздела 5, дополнено пунктом 20 подраздел 5, дополнено пунктом 49 подраздел 10.

В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.

Обоснование необходимости принятия изменений

За период своего существования система налогообложения акцизным налогом транспортных средств в Украине испытывала существенные изменения.

До 16 мая 2008 года (дня вступления Украины во Всемирную торговую организацию) ввоз на таможенную территорию Украины и регистрация транспортных средств старше 8 лет были запрещены.

После вступления Украины в ВТО такой запрет был отменен и введен сбор за первую регистрацию в Украине транспортных средств. Для транспортных средств старше 8 лет были введены повышающие коэффициенты, которые делали финансово нецелесообразным ввоз таких транспортных средств.

С 2010 года введены дополнительные ограничения по ввозу и первой регистрации транспортных средств (как новых, так и бывших в употреблении), которые не соответствуют экологическим нормам ЕВРО‑3 (ЕВРО‑4 с 2012 года, ЕВРО‑5 с 2014 года).

В 2012 году из-за невозможности отечественных автопроизводителей соответствовать таким стандартам требования по соответствию были перенесены: для ЕВРО‑3 с 2013 года, ЕВРО‑4 с 2014 года, ЕВРО‑5 с 2016 года и введен ЕВРО‑6 с 2018 года. В 2017 году требования по соответствию ЕВРО‑6 были перенесены на 2020 год.

По сути в Украине установлен запрет на ввоз и регистрацию транспортных средств, не соответствующих экологическим нормам (в настоящее время ЕВРО‑5), целью которого является ограничение регистрации более старых автомобилей.

По европейскому законодательству такие требования распространяются исключительно на новые транспортные средства и касаются автопроизводителей. Транспортные средства, бывшие в употреблении (были зарегистрированы в любой стране), могут свободно ввозиться в любую страну ЕС и браться на учет только после прохождения соответствующего технического осмотра, обязательность внедрения которого в Украине с 2020 года предусмотрена Соглашением об ассоциации с ЕС.

Ограничительные меры по ввозу и эксплуатации транспортных средств, бывших в употреблении, внедрены на уровне национального законодательства каждой страны ЕС и в разных странах реализованы путем установления: регистрационного налога или акцизного налога (единоразово), налогов на владение авто, налогов за пользование дорогами, экологических налогов (ежегодно), а также путем введения повышенной стоимости полиса обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств.

С 2015 года (при сокращении количества налогов) отменен сбор за первую регистрацию транспортных средств путем его переноса к акцизному налогу на транспортные средства.

Но действующие ставки акцизного налога в Украине для легковых транспортных средств установлены не равномерно.

По размеру акцизного налога для новых транспортных средств можно выделить три группы: первая до 1500 куб. см двигателя — до 100 евро на один автомобиль (именно эти легковые автомобили производились в Украине), вторая – от 1500 до 3000 куб. см двигателя — в 5‑11 раз выше первой группы на один автомобиль, и третья — более 3000 куб. см двигателя — в 100‑150 раз выше первой группы на один автомобиль.

Указанный дискриминационный подход усиливается установлением повышенных ставок для легковых транспортных средств, использовавшихся до 5 лет, которые в 7‑20 раз больше чем для новых, а для легковых транспортных средств, использовавшихся более 5 лет — в 10‑28 раз больше чем для новых.

Для частичного устранения такого дискриминационного влияния Законом Украины № 1389 с 1 августа 2016 года до 31 декабря 2018 года ставки акцизного налога для легковых транспортных средств, произведенных после 1 января 2010 года, которые соответствуют ЕВРО‑5, установлены как для новых автомобилей.

Только за 2017 год в Украину было ввезено 70 908 легковых транспортных средств, которые использовались, произведенных с 1 января 2010 года, сумма уплаченных таможенных платежей за которые составила 5,377 млрд гривен.

Введение этих норм не повлияло на сегмент новых легковых автомобилей, которых в 2017 году было ввезено в Украину 80 628 единиц (на 28% больше показателя 2016 года), сумма уплаченных таможенных платежей за которые составила 15,790 млрд гривен.

Однако, невозможность таможенного оформления и регистрации в Украине легковых транспортных средств, не соответствующих ЕВРО‑5, дискриминационная система ставок акцизного налога, несовершенство некоторых норм действующего таможенного законодательства, а также неэффективные действия отдельных органов исполнительной власти в части контроля за ввозом гражданами в таможенном режиме временного ввоза / транзита транспортных средств личного пользования и использования таких транспортных средств на таможенной территории Украины, привели к массовому ввозу и эксплуатации гражданами Украины на таможенной территории Украины транспортных средств с иностранной регистрацией.

Цель изменений

Принятие законопроекта направлено на замену действующей устаревшей системы налогообложения акцизным налогом легковых транспортных средств, ликвидацию дисбаланса в установленных ставках акцизного налога в зависимости от объема цилиндров двигателя транспортных средств и их возраста, уменьшение стоимости новых транспортных средств, стимулирования к приобретению более новых транспортных средств и создание условий для растаможивания ранее ввезенных на таможенную территорию Украины автомобилей с иностранной регистрацией.

Архив новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
3031     
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       

Сервіс клієнтів: тел.: (044) 223 34 67 e-mail: peredplata@zakoni.ua
Общество с ограниченной ответственностью «Редакция сборника «Вестник Украины»
Киевская область, Барышевский район
пгт Барышевка, ул. Октябрьская, 53
Адрес для переписки: 07501, Киевская область, Барышевский район,
пгт Барышевка,
а/я 25