25.11.2018 вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Украины

25.11.2018 вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Украины, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения акцизным налогом легковых транспортных средств» от 08.11.2018 № 2611‑VIII, согласно которым были изменены:

1) статья 14: изменено подпункт 14.1.1241 пункта 14.1;

2) статья 70: изменено подпункт 70.16.2 пункта 70.16;

3) статья 213: дополнено подпунктом 213.3.14 пункт 213.3;

4) статья 215: изложено в новой редакции подпункт 215.3.51 пункта 215.3.5;

5) статья 216: изменено пункт 216.11;

6) статья 222: изменено подпункт 222.2.4 пункта 222.2;

7) статья 267: изменено подпункт 267.6.3 пункта 267.6;

8) раздел ХХ: исключено пункт 15 подраздела 5, дополнено пунктом 20 подраздел 5, дополнено пунктом 49 подраздел 10.

В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.

Обоснование необходимости принятия изменений

За период своего существования система налогообложения акцизным налогом транспортных средств в Украине испытывала существенные изменения.

До 16 мая 2008 года (дня вступления Украины во Всемирную торговую организацию) ввоз на таможенную территорию Украины и регистрация транспортных средств старше 8 лет были запрещены.

После вступления Украины в ВТО такой запрет был отменен и введен сбор за первую регистрацию в Украине транспортных средств. Для транспортных средств старше 8 лет были введены повышающие коэффициенты, которые делали финансово нецелесообразным ввоз таких транспортных средств.

С 2010 года введены дополнительные ограничения по ввозу и первой регистрации транспортных средств (как новых, так и бывших в употреблении), которые не соответствуют экологическим нормам ЕВРО‑3 (ЕВРО‑4 с 2012 года, ЕВРО‑5 с 2014 года).

В 2012 году из-за невозможности отечественных автопроизводителей соответствовать таким стандартам требования по соответствию были перенесены: для ЕВРО‑3 с 2013 года, ЕВРО‑4 с 2014 года, ЕВРО‑5 с 2016 года и введен ЕВРО‑6 с 2018 года. В 2017 году требования по соответствию ЕВРО‑6 были перенесены на 2020 год.

По сути в Украине установлен запрет на ввоз и регистрацию транспортных средств, не соответствующих экологическим нормам (в настоящее время ЕВРО‑5), целью которого является ограничение регистрации более старых автомобилей.

По европейскому законодательству такие требования распространяются исключительно на новые транспортные средства и касаются автопроизводителей. Транспортные средства, бывшие в употреблении (были зарегистрированы в любой стране), могут свободно ввозиться в любую страну ЕС и браться на учет только после прохождения соответствующего технического осмотра, обязательность внедрения которого в Украине с 2020 года предусмотрена Соглашением об ассоциации с ЕС.

Ограничительные меры по ввозу и эксплуатации транспортных средств, бывших в употреблении, внедрены на уровне национального законодательства каждой страны ЕС и в разных странах реализованы путем установления: регистрационного налога или акцизного налога (единоразово), налогов на владение авто, налогов за пользование дорогами, экологических налогов (ежегодно), а также путем введения повышенной стоимости полиса обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств.

С 2015 года (при сокращении количества налогов) отменен сбор за первую регистрацию транспортных средств путем его переноса к акцизному налогу на транспортные средства.

Но действующие ставки акцизного налога в Украине для легковых транспортных средств установлены не равномерно.

По размеру акцизного налога для новых транспортных средств можно выделить три группы: первая до 1500 куб. см двигателя — до 100 евро на один автомобиль (именно эти легковые автомобили производились в Украине), вторая – от 1500 до 3000 куб. см двигателя — в 5‑11 раз выше первой группы на один автомобиль, и третья — более 3000 куб. см двигателя — в 100‑150 раз выше первой группы на один автомобиль.

Указанный дискриминационный подход усиливается установлением повышенных ставок для легковых транспортных средств, использовавшихся до 5 лет, которые в 7‑20 раз больше чем для новых, а для легковых транспортных средств, использовавшихся более 5 лет — в 10‑28 раз больше чем для новых.

Для частичного устранения такого дискриминационного влияния Законом Украины № 1389 с 1 августа 2016 года до 31 декабря 2018 года ставки акцизного налога для легковых транспортных средств, произведенных после 1 января 2010 года, которые соответствуют ЕВРО‑5, установлены как для новых автомобилей.

Только за 2017 год в Украину было ввезено 70 908 легковых транспортных средств, которые использовались, произведенных с 1 января 2010 года, сумма уплаченных таможенных платежей за которые составила 5,377 млрд гривен.

Введение этих норм не повлияло на сегмент новых легковых автомобилей, которых в 2017 году было ввезено в Украину 80 628 единиц (на 28% больше показателя 2016 года), сумма уплаченных таможенных платежей за которые составила 15,790 млрд гривен.

Однако, невозможность таможенного оформления и регистрации в Украине легковых транспортных средств, не соответствующих ЕВРО‑5, дискриминационная система ставок акцизного налога, несовершенство некоторых норм действующего таможенного законодательства, а также неэффективные действия отдельных органов исполнительной власти в части контроля за ввозом гражданами в таможенном режиме временного ввоза / транзита транспортных средств личного пользования и использования таких транспортных средств на таможенной территории Украины, привели к массовому ввозу и эксплуатации гражданами Украины на таможенной территории Украины транспортных средств с иностранной регистрацией.

Цель изменений

Принятие законопроекта направлено на замену действующей устаревшей системы налогообложения акцизным налогом легковых транспортных средств, ликвидацию дисбаланса в установленных ставках акцизного налога в зависимости от объема цилиндров двигателя транспортных средств и их возраста, уменьшение стоимости новых транспортных средств, стимулирования к приобретению более новых транспортных средств и создание условий для растаможивания ранее ввезенных на таможенную территорию Украины автомобилей с иностранной регистрацией.

Архив новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
3031     
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       

Сервіс клієнтів: тел.: (044) 223 34 67 e-mail: peredplata@zakoni.ua
Общество с ограниченной ответственностью «Редакция сборника «Вестник Украины»
Киевская область, Барышевский район
пгт Барышевка, ул. Октябрьская, 53
Адрес для переписки: 07501, Киевская область, Барышевский район,
пгт Барышевка,
а/я 25