11.10.2018 вступили в силу изменения в Бюджетный кодекс Украины

11.10.2018 вступили в силу изменения в Бюджетный кодекс Украины в связи с принятием Решения Конституционного Суда Украины по делу по конституционному представлению Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) отдельных положений абзаца первого пункта 40 раздела VI «Заключительные и переходные положения» Бюджетного кодекса Украины от 11.10.2018 № 7‑р/2018, в соответствии с которыми утратили силу отдельные положения абзаца 1 пункта 40 раздела VI.

В качестве обоснования неконституционности вышеуказанных положений в соответствующем Решении Конституционного Суда Украины было указано, в частности, следующее.

Обоснование Решение Конституционного Суда Украины

По содержанию абзаца первого пункта 40 раздела VI «Заключительные и переходные положения» Бюджетного кодекса Украины (далее — Кодекс), отдельные положения которого оспариваются, при осуществлении полномочий по контролю за соблюдением бюджетного законодательства в части мониторинга пенсий, пособий, льгот, субсидий, других социальных выплат Министерство финансов Украины (далее — Министерство) имеет право на бесплатное получение информации, содержащей персональные данные, и на доступ к автоматизированным информационным и справочным системам, реестрам и банкам данных, держателем (администратором) которых являются государственные органы или органы местного самоуправления. Для получения и обработки таких персональных данных Министерство не нуждается в получении на это согласия физических лиц (абзац второй пункта 40 раздела VI «Заключительные и переходные положения» Кодекса).

По исследованию указанных положений Кодекса следует, что вмешательство в конституционное право человека на частную жизнь путем получения и обработки его персональных данных без согласия этого лица осуществляет Министерство на основании закона, а именно отдельных положений абзаца первого пункта 40 раздела VI «Заключительные и переходные положения» Кодекса, с целью контроля за соблюдением бюджетного законодательства в части мониторинга пенсий, пособий, льгот, субсидий, других социальных выплат.

Конституционный Суд Украины считает, что полномочия Министерства на бесплатное получение информации, содержащей персональные данные, является дискреционными, а потому крайне необходимо, чтобы оспариваемые положения Кодекса, которые являются основанием для осуществления соответствующих полномочий Министерством, согласовывались с конституционным принципом верховенства права, в частности такими его элементами, как юридическая определенность и запрет произвола.

По мнению Конституционного Суда Украины, Министерство может быть наделено полномочиями по получению и обработке информации, содержащей персональные данные, только для достижения легитимной цели. Однако из-за отсутствия каких-либо границ дискреции, установленной законом, относительно дальнейших действий с информацией, содержащей персональные данные, исключается даже минимальная защита субъекта персональных данных, не обеспечивается предсказуемость применения отдельных положений абзаца первого пункта 40 раздела VI «Заключительные и переходные положения» Кодекса.

Конституционный Суд Украины отмечает, что оспариваемыми положениями Кодекса не предусмотрено критериев определения содержания и объема информации, содержащей персональные данные, категорий лиц как субъектов персональных данных, промежутков времени, которых должны касаться персональные данные, сроков, порядка и условий их хранения, то есть четко не установлены границы полномочий Министерства как центрального органа исполнительной власти при осуществлении им полномочий по контролю за соблюдением бюджетного законодательства в части мониторинга пенсий, пособий, льгот, субсидий, других социальных выплат, что делает невозможным наступление ответственности за возможные злоупотребления.

Приведенное дает Конституционному Суду Украины основания утверждать, что отдельные положения абзаца первого пункта 40 раздела VI «Заключительные и переходные положения» Кодекса не отвечают критерию качества закона в смысле части второй статьи 32 Конституции Украины, поскольку они противоречат таким элементам принципа верховенства права, как юридическая определенность и запрет произвола, что может привести к нарушению конституционного права каждого на частную жизнь.

Итак, Конституционный Суд Украины констатирует, что отдельные положения абзаца первого пункта 40 раздела VI «Заключительные и переходные положения» Кодекса относительно права Министерства получать информацию, содержащую персональные данные, противоречат части первой статьи 8, части второй статьи 32 Конституции Украины.

Архив новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
3031     
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       

Сервіс клієнтів: тел.: (044) 223 34 67 e-mail: peredplata@zakoni.ua
Общество с ограниченной ответственностью «Редакция сборника «Вестник Украины»
Киевская область, Барышевский район
пгт Барышевка, ул. Октябрьская, 53
Адрес для переписки: 07501, Киевская область, Барышевский район,
пгт Барышевка,
а/я 25