02.08.2018 вступили в силу изменения в Гражданский кодекс Украины

02.08.2018 вступили в силу изменения в Гражданский кодекс Украины, предусмотренные Законом Украины «О правовом статусе лиц, пропавших без вести» от 12.07.2018 № 2505‑VIII, согласно которым были изменены:

1) статья 44: изменено название статьи, изменено части 2‑5;

2) статья 46: изменено части 2 и 3.

В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.

Обоснование необходимости принятия изменений

Отсутствие надлежащего регулирования правового статуса лиц, пропавших без вести является пробелом действующего законодательства Украины, необходимость устранения которой обострилась в связи с вооруженным конфликтом в Автономной Республике Крым и на востоке Украины.

Как и раненые, больные, лишенные свободы и погибшие, пропавшие без вести являются пострадавшими от конфликта лицами и имеют право на уважение и защиту. Однако в настоящее время этой категории лиц уделяется недостаточно внимания. Более того, возможно участие родственников лиц, пропавших без вести в восстановлении жизни общества фактически нивелируется.

Эта проблема, связанная со значительными страданиями как отдельных лиц, так и общества в целом, имеет долгосрочные последствия, которые охватят и постконфликтный период.

Как свидетельствуют примеры Балкан, Колумбии, Нагорного Карабаха, Южной Осетии и т. д., необходимым условием для реинтеграции пострадавших в результате конфликта лиц в общество, а также их личной реабилитации является получение информации о том, что случилось с их близкими, которые пропали без вести. Важная роль в сборе и предоставлении такой информации принадлежит органам государственной власти.

Международное гуманитарное право и международное право прав человека содержат нормы, регулирующие вопросы защиты лиц, пропавших без вести и их родственников, обязывая органы государственной власти принимать все возможные меры для предупреждения случаев пропажи без вести и устранения их последствий как в мирное время, так и во время вооруженного конфликта и других ситуаций насилия.

В конечном итоге именно органы государственной власти отвечают за выяснение судьбы лица, пропавшего без вести, установления его местонахождения и предоставление этой информации ее родственникам.

Право знать о судьбе пропавших родственников, предусмотренное международным гуманитарным правом, является ключевым аспектом в этом контексте. С целью надлежащего обеспечения этого права возникает необходимость создания механизма, регулирующего процедуру поиска лиц, пропавших без вести на национальном уровне.

Рекомендации о необходимости создания такого механизма предоставлялись Украине еще в мирное время, в частности, во время проведения круглого стола на тему: «Правовой статус лиц, пропавших без вести в зонах вооруженных конфликтов», организованного Министерством юстиции Украины и Региональной делегацией Международного Комитета Красного Креста — независимой и нейтральной организацией, обеспечивающей гуманитарную защиту и помощь жертвам вооруженных конфликтов и других ситуаций насилия  — в декабре 2007 года.

В частности, Международным Комитетом Красного Креста было предложено создать государственный орган, ответственный за розыск лиц, пропавших без вести в результате вооруженного конфликта или насилия внутри государства и защита прав их родственников, или, в качестве альтернативы, наделить этими полномочиями уже существующий орган исполнительной власти.

Кроме этого, Комитетом было рекомендовано создать Единый реестр данных о лицах, пропавших без вести (как военнослужащих, так и гражданских лиц) для эффективного розыска и выяснения их судьбы.

Необходимость урегулирования правового статуса лиц, пропавших без вести и создание эффективных механизмов для их розыска, отмечает и Парламентская Ассамблея Совета Европы (далее — ПАСЕ). В частности, в своей резолюции 2067 (2015) под названием «Пропавшие лица во время конфликта в Украине» ПАСЕ призвала органы украинской власти создать специализированный правительственный орган, которому было бы поручено заниматься координацией работы всех государственных и неправительственных организаций, работающих в проблематике лиц, пропавших без вести; ввести в законодательство положения, гарантирующие право лиц знать о том, что произошло с их родственниками, пропавшими без вести в связи с вооруженным конфликтом или внутренним насилием в соответствии с положениями международного гуманитарного права, а также рассмотреть вопрос о принятии специального закона о лицах, пропавших без вести.

Мониторинговая миссия ООН по правам человека в Украине в своих докладах неоднократно обращала внимание на значительное количество лиц, пропавших без вести в связи с вооруженным конфликтом на территории Украины, подчеркивая отсутствие информации о таких лицах у их родственников, которые их разыскивают.

На сегодня эти рекомендации должным образом не выполнено, поскольку вопрос лиц, пропавших без вести в полной мере не относится к компетенции ни одного из министерств или других центральных органов исполнительной власти и не координируется на общегосударственном уровне. Отдельные мероприятия в этом контексте не имеют системного характера.

Итак, принимая во внимание существующий вооруженный конфликт на территории Украины и его последствия как для населения в целом, так и для отдельных лиц, наиболее целесообразным является принятие отдельного закона, который будет определять правовой статус лиц, пропавших без вести и обеспечивать правовое регулирование отношений, связанных с учетом этих лиц и их розыском, с целью максимального преодоления разрушительных последствий конфликта.

Цель изменений

Целью законопроекта является определение правового статуса лиц, пропавших без вести и обеспечения правового регулирования отношений, связанных с учетом этих лиц и их розыском, с целью максимального преодоления разрушительных последствий конфликта.

Законопроект направлен на имплементацию международных договоров по международному гуманитарному праву и международному праву прав человека по защите лиц, пропавших без вести и их родственников, участницей которых является Украина.

Архив новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
3031     
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       

Сервіс клієнтів: тел.: (044) 223 34 67 e-mail: peredplata@zakoni.ua
Общество с ограниченной ответственностью «Редакция сборника «Вестник Украины»
Киевская область, Барышевский район
пгт Барышевка, ул. Октябрьская, 53
Адрес для переписки: 07501, Киевская область, Барышевский район,
пгт Барышевка,
а/я 25