10.06.2018 вступили в силу изменения в Гражданский процессуальный кодекс Украины
10.06.2018 вступили в силу изменения в Гражданский процессуальный кодекс Украины, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предоставления психиатрической помощи» от 14.11.2017 № 2205-VIII, согласно которым были изменены слова в тексте кодекса.
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.
Обоснование необходимости принятия изменений
Нормы действующего законодательства о предоставлении психиатрической помощи нуждаются принципиальных изменений с целью приведения в соответствие с международными нормами и европейской практикой.
В частности, это касается положений об ограничении свободы лиц, страдающих психическими расстройствами.
Положениями частей первой и второй статьи 13 Закона Украины «О несовершеннолетних несовершеннолетних психиатрической помощи» предусмотрено, что лицо, признанное в установленном законом порядке недееспособным, госпитализируется в психиатрическое учреждение по просьбе или с согласия его опекуна. В решении по делу «М. против Украины» от 19 апреля 2012 года (заявление № 2452/04, пункт 69) Европейский суд по правам человека (далее — Европейский суд) отметил, что понятие лишения свободы включает в себя как объективный элемент, а именно, содержание лица в ограниченном пространстве в течение длительного времени, так и субъективный — отсутствие согласия лица на такое лишение свободы. Однако, задержание лица может привести к нарушению статьи 5 Конвенции, даже если лицо само согласилась на него. Согласие лица на помещение в психиатрическое учреждение для стационарного лечения может считаться действительной для целей Конвенции только при наличии достаточных и достоверных свидетельств того, что психическая способность лица дать согласие и понимать его последствия была объективно установлена в ходе справедливой и надлежащей процедуры и вся необходимая информация о госпитализации и запланированного лечения была предоставлена в адекватный способ. Итак, помещение недееспособного лица без его согласия и в случае, когда она не может по состоянию своего здоровья дать такое согласие, в психиатрическое учреждение, из которого она не может в любой момент выйти по собственному желанию, приравнивается к лишению свободы, поскольку она держится в ограниченном пространстве в течение длительного времени при отсутствии его согласия.
Положениями статьи 26 Конвенции о правах инвалидов предусмотрено, что государства-участники принимают, в частности при поддержке со стороны других инвалидов, эффективные и надлежащие меры для того, чтобы предоставить инвалидам возможность для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни. С этой целью государства-участники организуют, укрепляют и расширяют комплексные абилитационные и реабилитационные услуги и программы, особенно в сфере здравоохранения, занятости, образования и социального обслуживания, таким образом, чтобы эти услуги и программы начинали реализоваться как можно раньше и были основаны на многопрофильной оценке потребностей и сильных сторон индивида и способствовали привлечению и включению в местное сообщество и во все аспекты жизни общества, имели добровольный характер и были доступны для инвалидов как можно ближе к местам их непосредственного проживания, в том числе в сельских районах.
Также урегулирования требует ситуация с применением принудительных мер медицинского характера.
По данным ВОЗ, расстройства психического здоровья среди несовершеннолетних осужденных являются более распространенными, чем среди взрослых, при этом 95% из них имеет по крайней мере один психическое расстройство, а 80% имеют более одного психического расстройства. В то же время, по данным исследователей США, не менее 20% молодых правонарушителей имеют тяжелое психическое расстройство. Согласно с Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, все заведения должны иметь в своем распоряжении хотя бы одного квалифицированного медицинского работника, имеющего познания в области психиатрии, должны обнаруживать все психические заболевания, которые могли бы помешать перевоспитанию заключенного, должны заботиться об улучшении психического состояния осужденного, а согласно с п. 82, заключенных, страдающих психическими заболеваниями надо брать под наблюдение и лечить в специальных заведениях под руководством врачей. Медицинские и психиатрические службы, работающие в пенитенциарных заведениях, должны обеспечивать психиатрическое лечение всех заключенных, которые в нем нуждаются. Кроме того, в соответствии с Правилами ООН по защите несовершеннолетних лишенных свободы, несовершеннолетний, страдающий психическим заболеванием, должен проходить лечение в специализированном учреждении под независимым медицинским контролем.
В деле «Горшков против Украины» Европейским судом по правам человека было отмечено, что в Украине участие лица, к которому уже применяют принудительные меры медицинского характера при рассмотрении дел о продлении, изменении вида или прекращение применения принудительных мер медицинского характера, очевидно не является обязательным. Возможности пациента в таком производстве ограничены, поскольку он не является стороной производства. Суд повторял, что ключевой гарантией Конвенции является то, что лицо, принудительно удерживается в психиатрическом учреждении, должно иметь право на судебный пересмотр по его собственному желанию. Конвенция требует в первую очередь наличие независимого правового средства, с помощью которого лицо, которое содержится, имеет возможность предстать перед судьей, который определит законность данного содержания. Доступ лица, которое содержится, к судье, не должен зависеть от доброй воли администрации учреждения, где содержится лицо, а также использоваться по усмотрению руководства медицинского учреждения.
В деле «Анатолий Руденко против Украины», Европейским судом по правам человека отмечалось, что возможность пациентов получить другой вывод независимых экспертов-психиатров это принцип, который также включен к Принципам ООН защиты лиц с психическими заболеваниями и улучшения психиатрической помощи, является важной гарантией от возможного произвола при принятии решений о продлении применения принудительного лечения.
По делу «Наталия Михайленко против Украины», Европейским судом по правам человека отмечалось, что Конвенция предназначена для обеспечения не теоретических или призрачных прав, а прав практических и эффективных, а право обращаться в суд о пересмотре решения о признании недееспособности, является одним из важнейших прав для соответствующих лиц, ведь в случае инициирования такой процедуры она будет решающей для всех прав и свобод, на которые влияет признание недееспособности. Отечественный подход согласно которому лица, признанные недееспособными, не имеют права на непосредственный доступ к суду с целью восстановления своей гражданской дееспособности, не соответствует общей тенденции, царящей на европейском уровне.
Данный законопроект разработан с целью создания реального механизма защиты прав недееспособных лиц и предупреждения произвола при их госпитализации в психиатрических учреждениях и приведения действующего законодательства к международным стандартам оказания психиатрической помощи заключенным.
Цель изменений
Необходимость принятия проекта Закона обусловлена необходимостью создания реального механизма защиты прав недееспособных лиц и предупреждения произвола при их госпитализации в психиатрическое учреждение, а также создание условий для развития абилитационных и реабилитационных программ. Законопроект призван исправить систему, которая приводит к проигрышу Украины в Европейском суде по правам человека. Законом предусматривается привести отечественное законодательство к международным стандартам оказания психиатрической помощи.