10.11.2018 вступили в силу изменения в Хозяйственный кодекс Украины
10.11.2018 вступили в силу изменения в Хозяйственный кодекс Украины, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования функционирования финансового сектора в Украине» от 05.07.2018 № 2491‑VIII, согласно которым было исключено статью 337.
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.
Обоснование необходимости принятия изменений
Несмотря на признаки экономического роста, которые демонстрирует Украины в целом, в финансовом секторе, к сожалению, существует ряд факторов, которые не позволяют полноценно использовать имеющийся потенциал. Поэтому развитие финансового сектора нуждается в качественных изменениях законодательства, которое его регулирует.
На решение этих вопросов и направлено данный законопроект, которым предлагается урегулировать пробелы действующего законодательства и усовершенствовать его.
Среди таких вопросов наиболее значимыми являются необходимость урегулирования организации наличного денежного обращения, внесение ряда изменений в систему гарантирования вкладов физических лиц по неприбыльности Фонда гарантирования вкладов физических лиц, устранение правовых пробелов относительно снятия с регистрации ликвидированных банков, совершенствование механизма управления государственными банками.
Одной из функций Национального банка Украины, определенных Законом Украины «О Национальном банке Украины», является организация наличного денежного обращения. Сейчас в связи с процессом трансформации Национального банка Украины и централизации некоторых функций, происходит процесс ликвидации его подразделений в регионах. С учетом этого, возникает потребность в изменениях на законодательном уровне функций Национального банка Украины, которые заключаются в предоставлении права центральному банку делегировать свои полномочия в части обеспечения наличными регионов уполномоченным банкам в соответствии с отдельной лицензией на предоставление банкам услуг по инкассации, которые будут обеспечивать хранение запасов наличных денег центрального банка и проводить по его разрешению операции с ними. Законодательное предложение позволит усовершенствовать организацию денежного наличного обращения путем обеспечения потребностей экономики регионов банкнотами и монетами всех номиналов и построить эффективную структуру наличных денег в обращении в средне — и долгосрочной перспективе, уменьшив при этом, операционные расходы Национального банка Украины.
Требует также законодательного урегулирования вопрос лишения Национального банка Украины некоторых обязательств. Так, статьей 56 Закона Украины «Об исполнительном производстве» установлено, что обнаруженные при описании ценные бумаги, ювелирные и другие бытовые изделия из золота, серебра, платины и металлов платиновой группы, драгоценных камней и жемчуга, а также лом и отдельные части таких изделий, на которые наложен арест, подлежат обязательному изъятию и передаче на хранение учреждениям Национального банка Украины, однако, в связи с процессом трансформации Национального банка Украины, централизацией функций и ликвидацией подразделений Национального банка Украины в регионах, выполнение таких предписаний закона будет невозможным.
Еще один вопрос, улучшает в общем деятельность финансового сектора в Украине является устранение препятствия Фонда гарантирования вкладов физических лиц реализовать возложенные на него Законом обязанности в части завершения процедуры ликвидации банка и прекращения банка как юридического лица при нулевом ликвидационном балансе, а также нормирование вопроса включения Фонда гарантирования вкладов физических лиц в перечень неприбыльных организаций для увеличения объемов возмещения Фондом кредитов Министерству финансов Украины и Национальном банку Украины.
Также усовершенствованию подлежит система корпоративного управления государственных банков, которая нуждается в существенном пересмотре в части конкретных принципов и механизмов в соответствии с лучшими мировыми практиками и принятыми Украиной подходами к реформированию системы управления государственной собственностью и Основами стратегического реформирования государственного банковского сектора, одобренными Кабинетом Министров Украины 21 февраля 2018 года.
Проектом предлагается статью 7 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» изложить в новой редакции, которой, в частности, предусмотрено, что наблюдательный совет государственного банка состоит из девяти членов, из которых шесть членов должны быть независимыми, а три члена — представителями государства пропорционально от Президента, Кабинета Министров и Верховной Рады Украины.
Также, проектом определяется перечень критериев, которым должны соответствовать независимые члены наблюдательного совета и представители государства в наблюдательном совете государственного банка.
Для определения претендентов на должности членов наблюдательного совета государственного банка Кабинет Министров Украины образует конкурсную комиссию, в состав которой входят один представитель от Президента Украины, три представителя от Кабинета Министров Украины и один представитель парламента.
Таким образом законопроект комплексно направлен на устранение несогласованностей, которые становятся барьерами на пути развития финансового сектора Украины.
Цель изменений
Целью законопроекта является совершенствование механизмов функционирования финансового сектора.