14.06.2018 вступили в силу изменения в Кодекс административного судопроизводства Украины
14.06.2018 вступили в силу изменения в Кодекс административного судопроизводства Украины, предусмотренные Законом Украины «О Высшем антикоррупционном суде» от 07.06.2018 № 2447-VIII, согласно которым было изменено слова в тексте кодекса.
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.
Обоснование необходимости принятия изменений
В мировом Индексе восприятия коррупции (CPI) за 2016 год Украина получила 29 баллов из 100 возможных, заняв 131 место из 176 стран. Несмотря на то, что показатели Украины в этой сфере в последние годы улучшаются, однако темпы улучшения ситуации в сфере борьбы с коррупцией недостаточны учитывая цели развития правового, экономически развитого государства.
По данным Тransparency International именно отсутствие действенной судебной системы является существенной преградой на пути Украины в противодействии коррупции.
Как известно, в Украине было начато масштабную судебную реформу: приняты конституционные изменения в сфере правосудия, новый закон о судоустройстве и статусе судей, которыми введен кардинально новый подход к функционированию судебной системы в Украине, прежде всего, с целью формирования добродетельного и квалифицированного судейского корпуса, способного обеспечить защиту прав и свобод граждан.
Однако, как справедливо оценивают ситуацию международные партнеры Украины, этот процесс является длительным, широкомасштабным и не позволяет сконцентрировать все усилия государства именно на противодействии коррупционным проявлениям.
Украина взяла на себя международные обязательства создать в ближайшее время специализированный антикоррупционный суд.
Как отмечается международными экспертами в сфере противодействия коррупции, «разочарование в способности традиционного механизма правосудия должным образом бороться с коррупцией побуждает многие страны создать специализированные антикоррупционные учреждения. Наиболее распространенным аргументом в пользу создания специализированных антикоррупционных судов есть потребность в более эффективном и быстром рассмотрении дел о коррупции и связанная с ней необходимость подать сигнал национальной и международной общественности о том, что страна начала серьезную борьбу с коррупцией».
Конституцией Украины предусмотрено, что в Украине в соответствии с законом могут действовать высшие специализированные суды (статья 125). Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» закрепил, что в системе судоустройства действуют высшие специализированные суды как суды первой и апелляционной инстанций по рассмотрению отдельных категорий дел. Высшими специализированными судами является Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности и Высший антикоррупционный суд (статья 31). При этом решение большинства вопросов, связанных с деятельностью Высшего антикоррупционного суда, Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» относит к урегулированию отдельным законом.
Поэтому для начала работы Высшего антикоррупционного суда есть необходимость в решении на законодательном уровне ряда вопросов его деятельности.
Опыт других государств в вопросе создания специализированных антикоррупционных судов является неоднозначным. Именно поэтому необходимо не стремиться перенять идеальный вариант создания антикоррупционного суда, а внедрить такую модель антикоррупционного суда, которая основывалась бы на конституционных принципах верховенства права, равенства всех граждан перед законом, обеспечивала реализацию конституционных принципов судопроизводства, предусматривала эффективную деятельность суда и достижения целей борьбы с коррупцией при привлечении оптимального объема бюджетных средств.
Цель изменений
Проект Закона направлен на определение основ организации и деятельности Высшего антикоррупционного суда и специальных требований к судьям этого суда и гарантий их деятельности.