01.01.2019 вступили в силу изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях
01.01.2019 вступили в силу изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, предусмотренных законами Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно сохранения украинских лесов и предотвращения незаконного вывоза необработанных лесоматериалов» от 06.09.2018 № 2531‑VIII и «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по улучшению администрирования и пересмотра ставок отдельных налогов и сборов» от 23.11.2018 № 2628‑VIII, согласно которым были изменены:
1) статья 65: изложено в новой редакции статью;
2) статья 651: изменено абзац 2;
3) статья 72: изменено абзац 2;
4) статья 153: изложено в новой редакции статью;
5) статья 156: изменено абзацы 1 и 2 части 1, абзац 2 части 2, абзац 2 части 3, часть 4;
6) статья 1562: изменено абзац 2;
7) глава 12: дополнено статьей 16317;
8) статья 1645: изложено в новой редакции статью;
9) статья 218: изменено статью;
10) статья 221: изменено статью;
11) статья 255: изменено абзацы 2 и 26 пункта 1 части 1.
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительных записках к соответствующим законопроектам было указано следующее.
1. Относительно изменений, предусмотренных Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно сохранения украинских лесов и предотвращения незаконного вывоза необработанных лесоматериалов»
1.1. Обоснование необходимости принятия изменений
Верховной Радой Украины с целью предотвращения массового неконтролируемого вывоза за границу стратегического для страны сырья — леса‑кругляка 9 апреля 2015 года был принят Закон Украины «Об особенностях государственного регулирования деятельности субъектов предпринимательской деятельности, связанной с реализацией и экспортом лесоматериалов» по временному запрету экспорта лесоматериалов в необработанном виде» № 325‑VIII от 09.04.2015 года.
Этим Законом с 1 ноября 2015 года введен мораторий на экспорт необработанной древесины (леса‑кругляка) относительно всех пород древесины, кроме сосны. Мораторий на экспорт необработанной сосны должен вступить в силу 01.01.2017 года.
Указанные действия в полной мере соответствуют положениям ГАТТ 1994, ведь:
1) являются недискриминационными, поскольку запрет экспорта украинского леса‑кругляка распространяется на все страны;
2) носят временный характер, напрямую связанный с существованием экологической угрозы (соответствует статье XX(g) ГАТТ 1994 относительно возможности стран — членов ВТО принимать меры, касающиеся сохранения природных ресурсов, которые исчерпываются, если такие меры проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления);
3) согласуются с положениями статьи ГАТТ 1994 XI: 2 (а) (о возможности введения странами — членами ВТО временных запретов или ограничений экспорта товаров с целью предупреждения или ослабления критического дефицита товаров, имеющих большое значение для страны, которая экспортирует).
Кроме того, следует отметить, что запрет или ограничение экспорта лесной продукции не является уникальным случаем для Украины. По информации Института мировых ресурсов, в 33 странах действует запрет на экспорт лесоматериалов: Албания (запрет с 2016 года), Камерун (1999), Кот‑д’Ивуар (1999), Нигерия (1979), Бразилия (1969), Канада (1906), Колумбия (1997), Эквадор (2005), Гватемала (2006), Никарагуа (1997), Панама (2002), Перу (1972), США (1926), Камбоджа (1996), Фиджи (1997), Индонезия (1985), Малайзия (1972), Новая Зеландия (2014), Филиппины (1986), Шри Ланка (1990), Вьетнам (1992) и другие.
Несмотря на соответствие моратория действующим международным обязательствам Украины и наличие мировых практик, отдельные зарубежные торговые партнеры продолжают требовать от нашей страны отменить мораторий.
Именно поэтому, с целью усиления позиции Украины в переговорах с международными партнерами и обеспечения сохранности природных ресурсов предлагается дополнить мораторий на экспорт леса‑кругляка ограничением потребления леса внутри страны. Эти меры в полной мере соответствуют статье XX(g) ГАТТ 1994.
Вместе с тем, следует отметить, что мораторий на экспорт леса‑кругляка из Украины уже приносит существенную выгоду для украинской деревообработки, мебельной и бумажной промышленности и экономики в целом, несмотря на пока что очень короткий срок его действия — чуть больше года. В частности, согласно официальным данным Государственной фискальной службы:
1) объем реализации промышленной продукции за 9 месяцев 2016 года в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года в доларах США сократился на -4%. В то же время легкая промышленность продемонстрировала прирост +16%, а мебельная +15%. Бумажная отрасль за это время выросла также на +5%;
2) совокупный товарный экспорт за 9 месяцев 2016 года в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года в доларах США сократился на -9%. Зато экспорт обработанных лесоматериалов вырос на +11%, что пополнило торговый баланс страны на 30 млн долларов США только за 9 месяцев действия моратория;
3) суммы налогов, уплаченных в бюджет предприятиями деревообрабатывающей, бумажной и мебельной отраслей за 9 месяцев 2016 года (во время действия моратория) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (моратория не было) в долларах США выросли на +17%;
4) объем импорта станков для обработки дерева — одна из составляющих инвестиций в отрасль — за 9 месяцев 2016 года (мораторий действовал) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (моратория не было) в долларах США увеличился в 3 раза.
Такая активизация инвестиционной деятельности особенно во времена трехкратной девальвации национальной денежной единицы является наглядным опережающим индикатором будущего роста объемов производства и экспорта отрасли, создание новых рабочих мест, дополнительных поступлений в бюджеты всех уровней.
С другой стороны, несмотря на существенные экономические и фискальные результаты действия моратория, до сих пор остается нерешенным вопрос бесконтрольных варварских рубок украинских лесов и дальнейший их незаконный вывоз за границу.
Ярким свидетельством такого положения дел являются статистические данные по экспорту различных категорий лесоматериалов. В то время как за 9 месяцев 2016 года экспорт леса‑кругляка сократился на 600 тыс. тонн, на 200 тыс. тонн вырос экспорт дров. Это демонстрирует вероятный масштаб контрабанды леса‑кругляка.
Именно поэтому, с целью преодоления вышеуказанных негативных явлений дополнительно предлагается увеличить административную и уголовную ответственность за незаконную вырубку леса и дальнейший его экспорт вне таможенного контроля.
1.2. Цель изменений
Целью принятия законопроекта является обеспечение сохранения лесного фонда страны путем ограничения внутреннего потребления необработанных лесоматериалов и усиление административной и уголовной ответственности за незаконную вырубку леса и дальнейший его экспорт вне таможенного контроля (контрабанда).
2. Относительно изменений, предусмотренных Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по улучшению администрирования и пересмотра ставок отдельных налогов и сборов»
2.1. Обоснование необходимости принятия изменений
Законопроект направлен на обеспечение сбалансированности бюджетных поступлений в 2019 году и выполнения обязательств Украины в рамках выполнения Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны.
2.2. Цель изменений
Целью изменений является обеспечение сбалансированности бюджетных поступлений в 2019 году и выполнения Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и европейским Союзом, европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны.