14.05.2020 вступили в силу изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях
14.05.2020 вступили в силу изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Украины «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно штрафных баллов» от 24.04.2020 № 566‑IХ, согласно которым были изменены:
1) статья 24: исключено пункт 21 части 1;
2) статья 27: исключено часть 2;
3) глава 3: исключена статью 271;
4) статья 122: изменено абзац 2 части 1 и абзац 2 части 2.
Обоснование необходимости принятия изменений
Разработка проекта Закона Украины «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно штрафных баллов» обусловлено необходимостью исключения из Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее — КУоАП) положений о применении штрафных баллов как одного из видов административных взысканий.
В соответствии со статьей 271 КУоАП штрафные баллы являются взысканием, налагаемым на граждан за правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме. В частности, это касается административных правонарушений, предусмотренных статьей 122 КУоАП, в том числе превышение установленных ограничений скорости дорожного движения транспортных средств, нарушение требований дорожных знаков и разметки проезжей части дорог, правил перевозки грузов, буксировки транспортных средств, остановки, стоянки, проезда пешеходных переходов, непредоставление преимущества в движении пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах, нарушение установленного для транспортных средств запрета двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам и тому подобное.
Согласно статье 27 КУоАП, применение штрафных баллов предшествует применению административного взыскания в виде штрафа.
При этом опыт развитых стран свидетельствует о других подходах к применению штрафных баллов, которые рассматриваются как дополнительный стимул для осознания нарушителем серьезности последствий в случае систематического несоблюдения правил дорожного движения, в том числе и путем лишения права управления транспортным средством. Применение более строгого вида ответственности происходит после набора водителем определенного количества штрафных баллов, а не снятие, как предусмотрено законодательством Украины.
Ситуация, при которой лицо не несет ответственности за неоднократные нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения не только не способствует соблюдению участниками дорожного движения установленных правил, а наоборот, создает чувство безнаказанности и побуждает к следующим нарушениям. Это прямо противоречит положениям статьи 23 КУоАП, согласно которой административное взыскание применяется, в частности, с целью предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Цель изменений
Целью принятия акта является устранение негативного влияния отдельных норм законодательства в части принятия мер по соблюдению правил дорожного движения его участниками, а также обеспечение привлечения к действенной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения.