25.09.2019 вступили в силу изменения в Кодекс законов о труде Украины
25.09.2019 вступили в силу изменения в Кодекс законов о труде Украины, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно первоочередных мер по реформе органов прокуратуры» от 19.09.2019 № 113‑ІХ, согласно которым были изменены:
1) статья 32: дополнено частью 5;
2) статья 40: дополнено частью 5;
3) статья 252: изменено часть 9.
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.
Обоснование необходимости принятия изменений
С принятием новой редакции Закона Украины «О прокуратуре» в 2014 г. начался очередной этап реформирования прокуратуры. Так, прокуроры были лишены функции общего надзора согласно требований Совета Европы к Украине еще с 1995 года. А с началом работы Государственного бюро расследований прокуратура также лишилась функции досудебного расследования.
Вместе с тем после принятия указанного Закона в органах прокуратуры не произошло полноценной кадровой перезагрузки с целью очищения рядов прокуроров от лиц, не соответствующих требованиям добропорядочности и профессионализма.
Указанным Законом было продлено воплощение негативной практики корпоративной закрытости профессии прокурора. То есть любое лицо, несмотря на его профессиональный опыт и уровень профессиональной подготовки, имело право на занятие только самой низкой должности в системе органов прокуратуры. Тем самым были перекрыты возможности для широкого попадания новых кадров на все уровни органов прокуратуры.
В свою очередь, образованы в системе прокуратуры такие новые структуры, как Квалификационно-дисциплинарная комиссия прокуроров и Совет прокуроров Украины, как показала практика их деятельности за эти годы, оказались неспособными в полной мере независимо и эффективно выполнять возложенные на них функции.
В результате сегодняшняя модель функционирования органов прокуратуры является неудовлетворительной ни с точки зрения уровня поддержки ее обществом, ни с точки зрения надлежащего уровня выполнения прокурорами своих полномочий. Так, по данным социологического опроса, проведенного Центром Разумкова, по состоянию на февраль 2019 года полностью доверяло органам прокуратуры лишь 2.1% населения, а полностью не доверяло — 34.8%.
Таким образом дальнейшее реформирование органов прокуратуры возможно лишь при условии осуществления первоочередных мероприятий по проведению оценки соответствия действующих прокуроров критериям профессиональной компетентности, добродетели и профессиональной этики. А также при условии предоставления возможностей для других кандидатов, которые имеют соответствующую подготовку, занимать должности в прокуратурах всех уровней.
Цель изменений
Законопроект направлен на внедрение первоочередных и, во многом, временных мер, связанных прежде всего с кадровой перезагрузкой органов прокуратуры путем аттестации действующих прокуроров, а также предоставление возможности всем добропорядочным кандидатам, имеющим надлежащие теоретические знания и практические навивки, на конкурсной основе занять должность прокурора в любом органе прокуратуры.
Основной целью законопроекта является создание предпосылок для построения системы прокуратуры, деятельность которой базируется на принципах эффективности, профессионализма, независимости и ответственности.