04.10.2018 вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Украины
04.10.2018 вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Украины, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины и некоторые другие законы Украины относительно внедрения механизма «единого окна» и оптимизации осуществления контрольных процедур при перемещении товаров через таможенную границу Украины» от 06.09.2018 № 2530‑VIII, согласно которым было изменено статью 166: дополнено подпунктом 166.3.9 пункт 166.3.
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.
Обоснование необходимости принятия изменений
В последнее время ведется активный диалог между государством, общественными организациями и бизнесом по упрощению процедур трансграничной торговли товарами. Создание и использование механизма «единого окна» для международной торговли признается лучшей мировой практикой, способствует международной торговле и, одновременно, повышает институциональные возможности государственных органов.
В августе 2016 года Правительством сделан первый шаг для введения «единого окна», однако функционирование и развитие этого механизма практически невозможно в связи с отсутствием необходимых законодательных изменений.
Так, по данным Аналитического отчета «Упрощение процедур торговли в Украине: оценки и ожидания бизнеса — 2017» (далее — Аналитический отчет), подготовленного Институтом экономических исследований и политических консультаций, использование принципа «единого окна» еще не получило широкого распространения — лишь 20% опрошенных предприятий сообщили, что имеют опыт прохождения таможенных формальностей с использованием этого принципа.
Остается распространенной практика предоставления документов одновременно в бумажной и электронной форме. Необходимость дублирования подачи документов еще и в бумажной форме объясняется существующими законодательными и нормативным требованиям.
Для 52% опрошенных экспортеров и 54% опрошенных импортеров затраты времени на таможне не изменились.
Таким образом, до сих пор не достигнута главная цель создания механизма «единого окна» — упрощение процедур торговли и сокращения временных издержек бизнеса на осуществление процедур оформления товаров за счет однократного предоставления предприятием унифицированного набора сведений, которые должны использоваться всеми контролирующими органами, через «единое окно».
Разработка и принятие проекта Закона обусловлены необходимостью улучшения условий ведения внешнеэкономической деятельности в Украине, уменьшения времени, необходимого для осуществления экспортно-импортных операций и, соответственно, улучшения инвестиционной привлекательности Украины путем законодательного урегулирования взаимодействия между органами доходов и сборов, другими государственными органами и участниками трансграничной торговли с использованием механизма «единого окна».
Важность внедрения «единого окна» на границе признается Всемирной таможенной организацией (Рамочные стандарты ВТО), Европейской Экономической Комиссией ООН (Рекомендации 33‑35 Центра по упрощению процедур торговли и электронных деловых операций СЕФАКТ ООН), Соглашением об Ассоциации между Украиной и ЕС (статья 76 по применению руководящих принципов ЕС, таких как Таможенные прототипы (Customs blueprints).
Принятие законопроекта обеспечит выполнение ряда международно-правовых обязательств Украины в рамках Всемирной торговой организации, а именно:
— по созданию и поддержке единого окна, предусмотренного пунктом 4 статьи 10 Соглашения об упрощении процедур торговли, которая является частью Марракешского соглашения об учреждении Всемирной торговой организации (внесена в Приложении 1А к Соглашению ВТО согласно Протоколу о внесении изменений в Марракешское соглашения об учреждении Всемирной торговой организации торговли, совершенному 27 ноября 2014 года в г. Женеве). Указанное Соглашение вступило в силу 22 февраля этого года после ратификации 110 странами — членами ВТО, в том числе и Украиной (ратифицирована Законом Украины от 04.11.2015 № 745‑VIII);
— по приведению существующих сегодня процедур контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины, и законодательных оснований для их осуществления в соответствии с Соглашением ВТО «О применении санитарных и фитосанитарных мер», которое является неотъемлемой частью Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации и обязательное для всех членов ВТО, в том числе и для Украины.
Цель изменений
Целью разработки и принятия проекта Закона являются:
— создание надлежащей законодательной базы для внедрения и функционирования механизма «единого окна» на границе, что является важным фактором для улучшения условий ведения внешнеэкономической деятельности в Украине, уменьшения времени, необходимого для осуществления экспортно-импортных операций, улучшения инвестиционной привлекательности Украины, а также повышение институциональных возможностей государственных органов по осуществлению контроля за международной торговлей;
— отмена положений, которые прямо или косвенно указывают на необходимость представления субъектом внешнеэкономической деятельности или таможенным брокером бумажного документа, выданного одним государственным органом, другому государственному органу;
— отмена необоснованных препятствий для экспорта украинских товаров путем согласования положений части восьмой статьи 319 Таможенного кодекса Украины и требований Законов «О ветеринарной медицине», «О карантине растений», «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов» по осуществлению контрольных процедур в отношении экспортируемых товаров согласно требованиям страны назначения, а не в обязательном порядке;
— приведение существующих сегодня процедур контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины, и законодательных оснований для их осуществления в соответствии с Соглашением ВТО «О применении санитарных и фитосанитарных мер», которое является неотъемлемой частью Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации и обязательное для всех членов ВТО, в том числе и для Украины.