01.01.2019 вступили в силу изменения в Уголовный кодекс Украины
01.01.2019 вступили в силу изменения в Уголовный кодекс Украины, предусмотренные законами Украины «О применении трансплантации анатомических материалов человеку» от 17.05.2018 № 2427‑VIII, «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно сохранения украинских лесов и предотвращения незаконного вывоза необработанных лесоматериалов» от 06.09.2018 № 2531‑VIII и «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по улучшению администрирования и пересмотра ставок отдельных налогов и сборов» от 23.11.2018 № 2628‑VIII, согласно которым были изменены:
1) статья 143: изложено в новой редакции статью;
2) раздел VII Особенной части: дополнено статей 2011;
3) статья 204: изложено в новой редакции статью;
4) статья 246: изложено в новой редакции статью.
В качестве обоснования и целей принятия изменений в пояснительных записках к соответствующим законопроектам было указано следующее.
1. Относительно изменений, предусмотренных Законом Украины «О применении трансплантации анатомических материалов человеку»
1.1. Обоснование необходимости принятия изменений
Сейчас в Украине вопрос трансплантации регулируется, в частности, Законом Украины «О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку», которым регулируются вопросы трансплантации человеческих органов и других анатомических материалов для сохранения жизни других людей.
Необходимость внесения изменений в действующее законодательство обусловлена стремлением к обеспечению реализации конституционного и естественного права человека на жизнь и охрану здоровья. Успешный опыт проведения трансплантаций в прогрессивных странах мира, рост количества больных, для которых пересадка органов является единственным способом спасти жизнь, побуждают привести законодательство в этой сфере в соответствие со стандартами XXI века.
Законопроект разработан с учетом современного состояния науки, развития гражданского общества, требований к деятельности, связанной с трансплантацией, и основываясь на международных нормах, рекомендациях Всемирной организации здравоохранения и Директив Европейского Союза. Законопроект определяет требования, условия и порядок применения трансплантации как специального метода лечения, обеспечивает соблюдение в Украине прав человека и защиту человеческого достоинства при применении трансплантации и осуществлении другой, связанной с ней деятельности.
Разработке проекта Закона способствовал высокий уровень смертности среди лиц, которые могли бы выжить в условиях трансплантации органов от умерших доноров. Уже сегодня в развитых странах мира трансплантация стала стандартом лечения многих патологий, а по прогнозам экспертов в середине третьего тысячелетия 50% хирургических операций будут связаны с пересадкой органов человека. Учитывая современное состояние науки и развитие медицины, а также увеличение количества случаев, в которых лечение пациента предполагает трансплантацию органов или других анатомических материалов человека от умерших доноров, в Украине возникла насущная необходимость совершенствования современной нормативно-правовой базы в части регулирования вопросов трансплантации.
Одной из основных проблем развития в Украине данного направления медицины является отсутствие необходимого количества органов для трансплантации. По предварительным подсчетам, в Украине ежегодно погибает от 40 до 60 потенциальных доноров на 1 млн населения, что составляет около 3000 доноров, которые могли бы спасти жизни 10 тысячам больным.
В мировой медицинской практике трансплантация от умершего донора происходит на основании принципов выражение воли потенциального донора. Их разделяют на презумпцию согласия и презумпцию несогласия. В первом случае лицо при жизни подает заявление о его нежелании стать донором в случае смерти. При отсутствии такого заявления считается, что согласие стать донором предоставлено по умолчанию. По презумпцией несогласия — наоборот, лицу требуется документально оформить свое согласие стать донором после смерти.
Данный законопроект направлен на защиту права донора и реципиента на одинаково высоком уровне. В его основе — европейский принцип несогласия. В соответствии с Директивой ЕС № 2010/45/ЕС «О стандартах качества и безопасности человеческих органов, предназначенных для трансплантации» от 2010 года основными принципами являются принцип добровольности и бесполезности. Итак, каждый человек должен взвешенно принять решение о возможности стать донором после своей смерти.
Проектом закона предусматривается, что каждое совершеннолетнее дееспособное лицо может дать письменное согласие стать донором органов и/или анатомических материалов после своей смерти. После дачи разрешения на такое лицо оформляется карта потенциального донора государственного образца. Утверждение порядка предоставления согласия, единого образца и порядка оформления карты потенциального донора, внесение в Единую государственную информационную систему трансплантации сведений о лицах, предоставивших такое согласие, утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения. Сведения о предоставлении такого согласия считаться конфиденциальной информацией. Также законопроектом предусматривается, что заявление о предоставлении разрешения на трансплантацию может быть отозвано.
С принятием проекта Закона будут введены новые стандарты регулирования деятельности, связанной с трансплантацией, изменена система государственного контроля, повышен уровень защиты информации о донорах и реципиентах. При каждом учреждении здравоохранения, аккредитованном центральным органом исполнительной власти, осуществляющим политику в сфере здравоохранения, будут созданы специализированные отделения трансплантологии по международным стандартам. Также вводится обязательное функционирование в каждом таком заведении этических комитетов. На этические комитеты возлагается обязанность удостоверять волеизъявления реципиентов, контролировать деятельность учреждения здравоохранения на предмет недопущения нарушений основных принципов добровольности и бескорыстности при осуществлении трансплантации, а также на предмет соблюдения действующего законодательства в сфере трансплантации.
С целью предотвращения нелегальной трансплантации и торговли органами и/или другими анатомическими материалами законопроектом предлагаются также изменения в Уголовный кодекс Украины в части установления более строгой ответственности за нарушение законодательства в части трансплантации органов и/или других анатомических материалов человеку.
1.2. Цель изменений
Законопроект разработан с целью уменьшения уровня смертности среди тяжело больных людей и обеспечения реализации конституционного и естественного права человека на жизнь и охрану здоровья.
Задачей законопроекта является совершенствование законодательства в этой сфере путем внесения изменений в Закон Украины «О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку», Закон Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении», Закон Украины «О погребении и похоронном деле», Уголовно-процессуальный кодекс Украины и Уголовный кодекс Украины.
2. Относительно изменений, предусмотренных Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно сохранения украинских лесов и предотвращения незаконного вывоза необработанных лесоматериалов»
2.1. Обоснование необходимости принятия изменений
Верховной Радой Украины с целью предотвращения массового неконтролируемого вывоза за границу стратегического для страны сырья — леса‑кругляка 9 апреля 2015 года был принят Закон Украины «Об особенностях государственного регулирования деятельности субъектов предпринимательской деятельности, связанной с реализацией и экспортом лесоматериалов» по временному запрету экспорта лесоматериалов в необработанном виде» № 325‑VIII от 09.04.2015 года.
Этим Законом с 1 ноября 2015 года введен мораторий на экспорт необработанной древесины (леса‑кругляка) относительно всех пород древесины, кроме сосны. Мораторий на экспорт необработанной сосны должен вступить в силу 01.01.2017 года.
Указанные действия в полной мере соответствуют положениям ГАТТ 1994, ведь:
1) являются недискриминационными, поскольку запрет экспорта украинского леса‑кругляка распространяется на все страны;
2) носят временный характер, напрямую связанный с существованием экологической угрозы (соответствует статье XX(g) ГАТТ 1994 относительно возможности стран — членов ВТО принимать меры, касающиеся сохранения природных ресурсов, которые исчерпываются, если такие меры проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления);
3) согласуются с положениями статьи ГАТТ 1994 XI: 2 (а) (о возможности введения странами — членами ВТО временных запретов или ограничений экспорта товаров с целью предупреждения или ослабления критического дефицита товаров, имеющих большое значение для страны, которая экспортирует).
Кроме того, следует отметить, что запрет или ограничение экспорта лесной продукции не является уникальным случаем для Украины. По информации Института мировых ресурсов, в 33 странах действует запрет на экспорт лесоматериалов: Албания (запрет с 2016 года), Камерун (1999), Кот‑д’Ивуар (1999), Нигерия (1979), Бразилия (1969), Канада (1906), Колумбия (1997), Эквадор (2005), Гватемала (2006), Никарагуа (1997), Панама (2002), Перу (1972), США (1926), Камбоджа (1996), Фиджи (1997), Индонезия (1985), Малайзия (1972), Новая Зеландия (2014), Филиппины (1986), Шри Ланка (1990), Вьетнам (1992) и другие.
Несмотря на соответствие моратория действующим международным обязательствам Украины и наличие мировых практик, отдельные зарубежные торговые партнеры продолжают требовать от нашей страны отменить мораторий.
Именно поэтому, с целью усиления позиции Украины в переговорах с международными партнерами и обеспечения сохранности природных ресурсов предлагается дополнить мораторий на экспорт леса‑кругляка ограничением потребления леса внутри страны. Эти меры в полной мере соответствуют статье XX(g) ГАТТ 1994.
Вместе с тем, следует отметить, что мораторий на экспорт леса‑кругляка из Украины уже приносит существенную выгоду для украинской деревообработки, мебельной и бумажной промышленности и экономики в целом, несмотря на пока что очень короткий срок его действия — чуть больше года. В частности, согласно официальным данным Государственной фискальной службы:
1) объем реализации промышленной продукции за 9 месяцев 2016 года в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года в доларах США сократился на -4%. В то же время легкая промышленность продемонстрировала прирост +16%, а мебельная +15%. Бумажная отрасль за это время выросла также на +5%;
2) совокупный товарный экспорт за 9 месяцев 2016 года в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года в доларах США сократился на -9%. Зато экспорт обработанных лесоматериалов вырос на +11%, что пополнило торговый баланс страны на 30 млн долларов США только за 9 месяцев действия моратория;
3) суммы налогов, уплаченных в бюджет предприятиями деревообрабатывающей, бумажной и мебельной отраслей за 9 месяцев 2016 года (во время действия моратория) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (моратория не было) в долларах США выросли на +17%;
4) объем импорта станков для обработки дерева — одна из составляющих инвестиций в отрасль — за 9 месяцев 2016 года (мораторий действовал) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (моратория не было) в долларах США увеличился в 3 раза.
Такая активизация инвестиционной деятельности особенно во времена трехкратной девальвации национальной денежной единицы является наглядным опережающим индикатором будущего роста объемов производства и экспорта отрасли, создание новых рабочих мест, дополнительных поступлений в бюджеты всех уровней.
С другой стороны, несмотря на существенные экономические и фискальные результаты действия моратория, до сих пор остается нерешенным вопрос бесконтрольных варварских рубок украинских лесов и дальнейший их незаконный вывоз за границу.
Ярким свидетельством такого положения дел являются статистические данные по экспорту различных категорий лесоматериалов. В то время как за 9 месяцев 2016 года экспорт леса‑кругляка сократился на 600 тыс. тонн, на 200 тыс. тонн вырос экспорт дров. Это демонстрирует вероятный масштаб контрабанды леса‑кругляка.
Именно поэтому, с целью преодоления вышеуказанных негативных явлений дополнительно предлагается увеличить административную и уголовную ответственность за незаконную вырубку леса и дальнейший его экспорт вне таможенного контроля.
2.2. Цель изменений
Целью принятия законопроекта является обеспечение сохранения лесного фонда страны путем ограничения внутреннего потребления необработанных лесоматериалов и усиление административной и уголовной ответственности за незаконную вырубку леса и дальнейший его экспорт вне таможенного контроля (контрабанда).
3. Относительно изменений, предусмотренных Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по улучшению администрирования и пересмотра ставок отдельных налогов и сборов»
3.1. Обоснование необходимости принятия изменений
Законопроект направлен на обеспечение сбалансированности бюджетных поступлений в 2019 году и выполнения обязательств Украины в рамках выполнения Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны.
3.2. Цель изменений
Целью изменений является обеспечение сбалансированности бюджетных поступлений в 2019 году и выполнения Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и европейским Союзом, европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны.