05.09.2019 вступили в силу изменения в Уголовный процессуальный кодекс Украины
05.09.2019 вступили в силу изменения в Уголовный процессуальный кодекс Украины, предусмотренные Законом Украины «О Высшем антикоррупционном суде» от 07.06.2018 № 2447‑VIII, согласно которым были изменены:
1) статья 3: изложено в новой редакции пункты 20, 22 и 23 части 1;
2) статья 31: изменено части 5 и 13, изложено в новой редакции часть 12;
3) статья 32: изменено абзац 1 части 1, часть 3, дополнено абзацем 2 часть 1;
4) статья 33: изложено в новой редакции части 1 и 2;
5) параграф 1 главы 3: дополнено статьей 331;
6) статья 34: изменено пункт 1 части 1, абзац 6 части 1, абзац 1 части 3, дополнено абзацем 7 часть 1, абзацем 2 часть 3;
7) статья 65: дополнено пунктом 11 часть 2;
8) статья 69: изменено пунктом 2 части 5;
9) статья 95: изложено в новой редакции часть 3 статьи 95;
10) статья 100: изменено часть 7;
11) статья 132: изложено в новой редакции часть 2;
12) статья 184: изменено абзац 1 части 1;
13) статья 192: изменено часть 1;
14) статья 199: изменено часть 2;
15) статья 201 изменено часть 1;
16) статья 216: изложено в новой редакции абзац 5 части 5;
17) статья 244: изменено часть 3;
18) статья 247: изложено в новой редакции часть 1, пункт 2 части 2, изменено абзац 1 части 2;
19) статья 290: изменено часть 10;
20) статья 306: изменено часть 1;
21) статья 334: изменено часть 2;
22) статья 480: изменено пункт 2 части 1;
23) глава 37: дополнено статьями 4801 и 4821;
24) статья 481: дополнено пунктом 31;
25) раздел XI: дополнено пунктом 202.
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.
Обоснование необходимости принятия изменений
В мировом Индексе восприятия коррупции (CPI) за 2016 год Украина получила 29 баллов из 100 возможных, заняв 131 место из 176 стран. Несмотря на то, что показатели Украины в этой сфере в последние годы улучшаются, однако темпы улучшения ситуации в сфере борьбы с коррупцией недостаточны учитывая цели развития правового, экономически развитого государства.
По данным Тransparency International именно отсутствие действенной судебной системы является существенной преградой на пути Украины в противодействии коррупции.
Как известно, в Украине было начато масштабную судебную реформу: приняты конституционные изменения в сфере правосудия, новый закон о судоустройстве и статусе судей, которыми введен кардинально новый подход к функционированию судебной системы в Украине, прежде всего, с целью формирования добродетельного и квалифицированного судейского корпуса, способного обеспечить защиту прав и свобод граждан.
Однако, как справедливо оценивают ситуацию международные партнеры Украины, этот процесс является длительным, широкомасштабным и не позволяет сконцентрировать все усилия государства именно на противодействии коррупционным проявлениям.
Украина взяла на себя международные обязательства создать в ближайшее время специализированный антикоррупционный суд.
Как отмечается международными экспертами в сфере противодействия коррупции, «разочарование в способности традиционного механизма правосудия должным образом бороться с коррупцией побуждает многие страны создать специализированные антикоррупционные учреждения. Наиболее распространенным аргументом в пользу создания специализированных антикоррупционных судов есть потребность в более эффективном и быстром рассмотрении дел о коррупции и связанная с ней необходимость подать сигнал национальной и международной общественности о том, что страна начала серьезную борьбу с коррупцией».
Конституцией Украины предусмотрено, что в Украине в соответствии с законом могут действовать высшие специализированные суды (статья 125). Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» закрепил, что в системе судоустройства действуют высшие специализированные суды как суды первой и апелляционной инстанций по рассмотрению отдельных категорий дел. Высшими специализированными судами является Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности и Высший антикоррупционный суд (статья 31). При этом решение большинства вопросов, связанных с деятельностью Высшего антикоррупционного суда, Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» относит к урегулированию отдельным законом.
Поэтому для начала работы Высшего антикоррупционного суда есть необходимость в решении на законодательном уровне ряда вопросов его деятельности.
Опыт других государств в вопросе создания специализированных антикоррупционных судов является неоднозначным. Именно поэтому необходимо не стремиться перенять идеальный вариант создания антикоррупционного суда, а внедрить такую модель антикоррупционного суда, которая основывалась бы на конституционных принципах верховенства права, равенства всех граждан перед законом, обеспечивала реализацию конституционных принципов судопроизводства, предусматривала эффективную деятельность суда и достижения целей борьбы с коррупцией при привлечении оптимального объема бюджетных средств.
Цель изменений
Проект Закона направлен на определение основ организации и деятельности Высшего антикоррупционного суда и специальных требований к судьям этого суда и гарантий их деятельности.