19.05.2019 вступили в силу изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях
19.05.2019 вступили в силу изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно сохранения лесов» от 25.05.2019 № 2708‑VIII, согласно которым были изменены:
1) статья 64: изменено абзац 2;
2) статья 65: изменено абзац 2 части 1 и абзац 2 части 2;
3) статья 651: изменено абзац 2;
4) статья 66: изменено абзац 2.
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.
Обоснование необходимости принятия изменений
Указанный проект Закона Украины является альтернативным к проекту Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усиления мер, направленных на сохранение украинских лесов» (рег. № 10201 от 03.04.2019 года). Необходимость его разработки и внесения вызвана следующими причинами.
Одним из самых опасных нарушений в сфере охраны лесов считается незаконная рубка. Уголовная ответственность за это правонарушение предусмотрена ст. 246 Уголовного кодекса Украины.
Принятым в 2018 году Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно сохранения украинских лесов и предотвращения незаконного вывоза необработанных лесоматериалов» внесены изменения в статью 246 Уголовного кодекса Украины, которыми дополнено статью пунктом 4 и примечанием.
Примечанием предусмотрено, что в этой статье существенным вредом считается такой вред, который в две тысячи и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан, или другой существенный вред, причиненный окружающей среде в части обеспечения эффективной охраны надлежащей защиты, рационального использования и воспроизводства лесов.
Тяжелыми последствиями считаются такие последствия, которые в пять тысяч и более раз превышают необлагаемый минимум доходов граждан.
В соответствии с пунктом 5 подраздела ХХ Налогового кодекса Украины, если нормы других законов содержат ссылку на необлагаемый минимум доходов граждан, то для целей их применения используется сумма в размере 17 гривен, кроме норм административного и уголовного законодательства в части квалификации преступлений или нарушений, для которых сумма необлагаемого минимума устанавливается на уровне налоговой социальной льготы, определенной подпунктом 169.1.1 пункта 169.1 статьи 169 Налогового кодекса Украины для соответствующего года.
Подпунктом 169.1.1 пункта 169.1 статьи 169 Налогового кодекса Украины определено, что сумма налоговой социальной льготы устанавливается в размере, равном 50 процентам размера прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года, — для любого налогоплательщика.
Статьей 7 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2019 год» в 2019 году установлен прожиточный минимум на одного человека для трудоспособных лиц: с 1 января 2019 года — 1921 гривна, с 1 июля — 2007 гривен, с 1 декабря — 2102 гривны.
Учитывая вышеуказанное, для привлечения лица к уголовной ответственности по статье 246 Уголовного кодекса Украины необходимо, чтобы его действиями был причинен ущерб на сумму, превышающую 1 921 000 грн (существенный вред), 4 802 500 грн (тяжелые последствия).
В лесах государственных лесохозяйственных предприятий, относящихся к сфере управления Гослесагентства, за 2018 год объем незаконных рубок составил 17,7 тыс. куб. м (17732 куб. метров) древесины на сумму причиненного ущерба 116 700 000 грн (116 725 000 грн), что в общем на 1 куб. метр незаконной рубки равна 6582,73 грн причиненного вреда.
Итак, для того, чтобы нарушитель был привлечен к уголовной ответственности по статье 246 Уголовного кодекса Украины, минимальный объем незаконной рубки, совершенной им, должен составить более 292 куб. метра.
Для общего представления масштабов незаконной рубки с объемом 292 куб. метра стоит заметить, что согласно лесотаксационным показателям, средний объем древесины дозревающего или спелого древостоя составляет 250‑300 куб. метров на 1 гектар — значит нарушителю необходимо одновременно срезать около 1 га леса, чтобы было правовое основание для объявления ему подозрения.
В результате внесения вышеуказанным законом изменений в статью 246 Уголовного кодекса Украины в части повышенного размера существенного вреда увеличилось количество закрытых судами уголовных производств по факту незаконной порубки леса.
В результате незаконных рубок в пределах населенных пунктов граждане лишаются возможности использовать лес как место для отдыха, оздоровления и рекреации, что вызывает значительный общественный резонанс.
Следует помнить, что и мировой опыт показывает необходимость более строгого отношения к незаконной порубке леса.
В связи с этим целесообразно внести соответствующие изменения в статью 246 Уголовного кодекса Украины, уточнив п. 4 ст. 246, поскольку установление слишком высокого денежного эквивалента существенного вреда в значительной степени «связало руки» правоохранительным органам и судам в наказании такого общественно опасного преступления, как незаконная порубка леса.
Кроме того, в аналогичной коррекции нуждается примечание к статье 2011 Уголовного кодекса Украины (контрабанда леса‑кругляка). Несмотря на существенные экономические и фискальные результаты действия моратория на экспорт леса‑кругляка, до сих пор остается нерешенным вопрос бесконтрольных варварских рубок украинских лесов. Указанным примечанием предусмотрено, что в этой статье вредом в крупном размере считается такой вред, который в тысячу и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан. А вредом в особо крупном размере считается такой вред, который в две тысячи и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.
Также целесообразно усилить административную ответственность за правонарушения в этой сфере, поскольку применяемые в настоящее время низкие размеры штрафов негативно влияют на предотвращение таких правонарушений в будущем.
Эффективным механизмом борьбы с незаконной порубкой должно стать увеличение размеров штрафов, предусмотренных статьями 64, 65, 651, 66 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Их предлагается увеличить вдвое, чтобы ликвидировать диспропорцию между порубкой леса как административным и уголовным проступком.
Цель изменений
Основными целями законопроекта являются повышение эффективности охраны и защиты лесов от незаконных рубок и предотвращения его незаконного экспорта.