04.10.2018 вступили в силу изменения в Таможенный кодекс Украины
04.10.2018 вступили в силу изменения в Таможенный кодекс Украины, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины и некоторые другие законы Украины относительно внедрения механизма «единого окна» и оптимизации осуществления контрольных процедур при перемещении товаров через таможенную границу Украины» от 06.09.2018 № 2530‑VIII, согласно которым были изменены:
1) статья 4: дополнено пунктами 51, 131 и 191 часть 1, исключено пункт 91 части 1, изложено в новой редакции пункт 42 части 1;
2) статья 31: изменено часть 1, дополнено частями 6 и 7;
3) статья 33: изложено в новой редакции часть 3;
4) глава 5: дополнено статьей 331;
5) статья 53: изменено пункт 7 части 2;
6) статья 110: дополнено пунктом 13 части 3;
7) статья 122: изменено пункт 2 части 5;
8) статья 140: изменено статью;
9) статья 149: изменено пункт 1 части 2, часть 4, дополнено пунктами 3 и 4 часть 7;
10) статья 155: дополнено частью 4;
11) статья 196: изменено пункт 1 части 1, изложено в новой редакции пункт 2 части 1, изменено пункт 3 части 1, дополнено частью 3;
12) статья 197: изменено часть 1, изложено в новой редакции часть 2;
13) глава 33: дополнено статьей 2221;
14) статья 233: изложено в новой редакции часть 4, изменено часть 5;
15) статья 235: изложено в новой редакции пункт 4 части 1;
16) статья 237: изложено в новой редакции часть 2, изменено часть 3;
17) статья 255: изменено пункт 4 части 2;
18) статья 257: изменено части 1 и 2;
19) статья 259: изменено часть 8;
20) статья 264 дополнено абзацами 2 и 3 часть 2;
21) статья 318: дополнено частью 7;
22) статья 319: изложено в новой редакции статью;
23) статья 320: изменено часть 3;
24) статья 331: изменено часть 1;
25) статья 332: изменено часть 2;
26) статья 334: изменено часть 6;
27) статья 335: дополнено абзацем 2 части 2;
28) статья 339: изменено часть 1;
29) статья 355: дополнено частью 2,
30) статья 363: изложено в новой редакции статью;
31) статья 365: дополнено частью 9;
32) статья 369: изменено часть 1;
33) статья 371: изменено части 3 и 4;
34) статья 372: изменено часть 2, дополнено частью 6;
35) статья 380: изменено часть 2;
36) статья 452: дополнено частью 4;
37) статья 468: изменено часть 1;
38) статья 491: изменено пункт 2 части 1;
39) статья 561: изменено часть 2;
40) статья 585: дополнено частью 3;
41) раздел ХХ: изложено в новой редакции подпункт 4 пункта 4, дополнено пунктами 71, 73 и 91.
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.
Обоснование необходимости принятия изменений
В последнее время ведется активный диалог между государством, общественными организациями и бизнесом по упрощению процедур трансграничной торговли товарами. Создание и использование механизма «единого окна» для международной торговли признается лучшей мировой практикой, способствует международной торговле и, одновременно, повышает институциональные возможности государственных органов.
В августе 2016 года Правительством сделан первый шаг для введения «единого окна», однако функционирование и развитие этого механизма практически невозможно в связи с отсутствием необходимых законодательных изменений.
Так, по данным Аналитического отчета «Упрощение процедур торговли в Украине: оценки и ожидания бизнеса — 2017» (далее — Аналитический отчет), подготовленного Институтом экономических исследований и политических консультаций, использование принципа «единого окна» еще не получило широкого распространения — лишь 20% опрошенных предприятий сообщили, что имеют опыт прохождения таможенных формальностей с использованием этого принципа.
Остается распространенной практика предоставления документов одновременно в бумажной и электронной форме. Необходимость дублирования подачи документов еще и в бумажной форме объясняется существующими законодательными и нормативным требованиям.
Для 52% опрошенных экспортеров и 54% опрошенных импортеров затраты времени на таможне не изменились.
Таким образом, до сих пор не достигнута главная цель создания механизма «единого окна» — упрощение процедур торговли и сокращения временных издержек бизнеса на осуществление процедур оформления товаров за счет однократного предоставления предприятием унифицированного набора сведений, которые должны использоваться всеми контролирующими органами, через «единое окно».
Разработка и принятие проекта Закона обусловлены необходимостью улучшения условий ведения внешнеэкономической деятельности в Украине, уменьшения времени, необходимого для осуществления экспортно-импортных операций и, соответственно, улучшения инвестиционной привлекательности Украины путем законодательного урегулирования взаимодействия между органами доходов и сборов, другими государственными органами и участниками трансграничной торговли с использованием механизма «единого окна».
Важность внедрения «единого окна» на границе признается Всемирной таможенной организацией (Рамочные стандарты ВТО), Европейской Экономической Комиссией ООН (Рекомендации 33‑35 Центра по упрощению процедур торговли и электронных деловых операций СЕФАКТ ООН), Соглашением об Ассоциации между Украиной и ЕС (статья 76 по применению руководящих принципов ЕС, таких как Таможенные прототипы (Customs blueprints).
Принятие законопроекта обеспечит выполнение ряда международно-правовых обязательств Украины в рамках Всемирной торговой организации, а именно:
— по созданию и поддержке единого окна, предусмотренного пунктом 4 статьи 10 Соглашения об упрощении процедур торговли, которая является частью Марракешского соглашения об учреждении Всемирной торговой организации (внесена в Приложении 1А к Соглашению ВТО согласно Протоколу о внесении изменений в Марракешское соглашения об учреждении Всемирной торговой организации торговли, совершенному 27 ноября 2014 года в г. Женеве). Указанное Соглашение вступило в силу 22 февраля этого года после ратификации 110 странами — членами ВТО, в том числе и Украиной (ратифицирована Законом Украины от 04.11.2015 № 745‑VIII);
— по приведению существующих сегодня процедур контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины, и законодательных оснований для их осуществления в соответствии с Соглашением ВТО «О применении санитарных и фитосанитарных мер», которое является неотъемлемой частью Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации и обязательное для всех членов ВТО, в том числе и для Украины.
Цель изменений
Целью разработки и принятия проекта Закона являются:
— создание надлежащей законодательной базы для внедрения и функционирования механизма «единого окна» на границе, что является важным фактором для улучшения условий ведения внешнеэкономической деятельности в Украине, уменьшения времени, необходимого для осуществления экспортно-импортных операций, улучшения инвестиционной привлекательности Украины, а также повышение институциональных возможностей государственных органов по осуществлению контроля за международной торговлей;
— отмена положений, которые прямо или косвенно указывают на необходимость представления субъектом внешнеэкономической деятельности или таможенным брокером бумажного документа, выданного одним государственным органом, другому государственному органу;
— отмена необоснованных препятствий для экспорта украинских товаров путем согласования положений части восьмой статьи 319 Таможенного кодекса Украины и требований Законов «О ветеринарной медицине», «О карантине растений», «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов» по осуществлению контрольных процедур в отношении экспортируемых товаров согласно требованиям страны назначения, а не в обязательном порядке;
— приведение существующих сегодня процедур контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины, и законодательных оснований для их осуществления в соответствии с Соглашением ВТО «О применении санитарных и фитосанитарных мер», которое является неотъемлемой частью Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации и обязательное для всех членов ВТО, в том числе и для Украины.