22.09.2019 вступили в силу изменения в Уголовный процессуальный кодекс Украины
22.09.2019 вступили в силу изменения в Уголовный процессуальный кодекс Украины, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно начала работы Высшего антикоррупционного суда» от 18.09.2018 № 100‑IХ, согласно которым было изложено в новой редакции пункт 202 раздела ХІ.
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.
Обоснование необходимости принятия изменений
Начало работы Высшего антикоррупционного суда (далее — Суд) должен завершить становление системы антикоррупционных органов в Украине.
В то же время предусмотренный действующим законодательством порядок передачи в Суд подсудных ему производств, которые сейчас рассматриваются другими судами, приведет к поступлению в Суд тысяч уголовных производств, не относящихся к топ‑коррупции, производств, в которых истекли сроки давности и которые расследовались органами досудебного расследования с нарушением правил подследственности.
Так, по состоянию на 17 мая 2019 года по меньшей мере 3592 уголовных производства должны быть переданы в Суд в соответствии с требованиями закона, 3406 из которых находятся в судах первой инстанции, а 186 уголовных производств — в судах апелляционной инстанции. При этом только в 169 из 3592 уголовных производств досудебное расследование осуществлялось Национальным антикоррупционным бюро Украины (далее — НАБУ).
Итак, по состоянию на 5 сентября 2019 года (начало работы суда) только 5% дел, которые должен получить Суд, расследовались НАБУ и относятся к категории дел высокопоставленной коррупции.
В соответствии с требованиями Уголовного процессуального кодекса Украины дела будут рассматриваться в суде коллегиями в составе трех судей, а в апелляционной инстанции — в составе пяти судей (численность судей Суда составляет 38 человек, из которых 12 — судьи Апелляционной палаты Суда).
Таким образом, после передачи упомянутого количества уголовных производств в Суд возникнет ситуация с чрезмерной нагрузкой на судей.
Следует отметить, создание Высшего антикоррупционного суда было обусловлено необходимостью обеспечения эффективного судебного рассмотрения уголовных производств именно по высокопоставленной коррупции. Так, в отчете Антикоррупционной сети ОЭСР для стран Восточной Европы и Центральной Азии (2017) Украине были даны рекомендации ввести специализированный антикоррупционный суд, который сможет справедливо и эффективно рассматривать и решать дела по обвинениям в высокопоставленной коррупции.
В Заключении Венецианской Комиссии CDL‑AD (2017) 020 отмечается, что план создания антикоррупционного суда имеет очень конкретную цель, а именно — решение проблемы с неэффективным рассмотрением дел по высокопоставленной коррупции (которые подследственные Национальному антикоррупционному бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратуре) существующими судами (п. 27 Заключения).
В то же время обеспечить эффективность судебного рассмотрения уголовных производств в разумные сроки относительно коррупционных преступлений не представляется возможным из‑за количества судей Высшего антикоррупционного суда и Апелляционной палаты Высшего антикоррупционного суда, а также из-за количества уголовных производств, относящихся к подсудности Суда и судебное рассмотрение которых не завершено судами первой и апелляционной инстанции.
Предложенные законодательные изменения позволят устранить проблему перегрузки судей Высшего антикоррупционного суда и обеспечить эффективное судебное рассмотрение уголовных производств по коррупционным преступлениям высокопоставленных должностных лиц в разумные сроки.
Цель изменений
Законопроект направлен на обеспечение полного, эффективного, своевременного судебного рассмотрения уголовных производств по коррупционным преступлениям в разумные сроки, а также введения четких правил очередности передачи Суду подсудных ему дел в соответствии с принципом правовой определенности.