09.08.2019 вступили в силу изменения в Земельный кодекс Украины
09.08.2019 вступили в силу изменения в Земельный кодекс Украины, предусмотренные Законом Украины «О профессиональном предвысшем образовании» от 06.06.2019 № 2745‑VIII, согласно которым было изменено статью 84: изложено в новой редакции пункты «ж» и «з» части 4 и дополнено пунктом «ж1» часть 4.
В качестве обоснования и цели принятия изменений в пояснительной записке к соответствующему законопроекту было указано следующее.
Обоснование необходимости принятия изменений
Глобальные экономико-технологические сдвиги, внедрение инновационных и информационных технологий, евроинтеграционные процессы, потребности рынка труда как отдельных регионов, так и страны в целом выдвигают новые требования к подготовке специалистов, их компетентностям. В таких условиях подготовка соискателей по образовательно-квалификационному уровню младшего специалиста требует существенной модернизации и поддержки. Все это обуславливает необходимость внедрения новых подходов к деятельности колледжей и техникумов, с учетом потребностей граждан, экономики и общества.
Учитывая особенности национальной системы подготовки младших специалистов и необходимость гармонизации с европейскими и мировыми образовательными традициями, стоит учитывать и растущие потребности соискателей в получении качественных образовательных услуг. Возможности использования для этого существующей системы колледжей и техникумов нуждаются в совершенствовании. Поэтому проведение системной реформы в этой сфере, направленной на удовлетворение образовательных потребностей граждан в получении качественного образования с ориентацией на практическую деятельность является насущной необходимостью.
Основой для таких изменений должен стать Закон «О профессиональной предвысшем образовании».
В соответствии с пунктом шестым раздела XII «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «Об образовании» (№ 2145‑VIII) Кабинету Министров Украины было поручено в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Закона (28 сентября 2018 года) подготовить и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины проект Закона Украины «О профессиональном предвысшем образовании».
Во исполнение соответствующего поручения приказом Министерства образования и науки Украины от 03 ноября 2017 года № 1453 была создана рабочая группа по подготовке проекта Закона Украины «О профессиональном предвысшем образовании». По состоянию на 20 апреля 2018 года были собраны, обработаны и обобщены предложения членов рабочей группы по структуре и содержанию законопроекта. Сводная сравнительная таблица предложений ко всем разделам законопроекта объемом более 300 страниц была размещена на сайте Министерства образования и науки 21 марта 2018 года.
Вместе с тем в Верховной Раде Украины были зарегистрированы два альтернативных законопроекта, а именно:
— проект Закона Украины «О профессиональном предвысшем образовании» (рег. № 8321 от 24.04.2018), поданный народным депутатом Украины Марченко А.А .;
— проект Закона Украины «О профессиональной предвысшем образовании» (рег. № 8321‑1 от 08.05.2018), поданный народными депутатами Украины Кременем Т.Д., Бриченком И.В.
В свою очередь Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования 16 мая 2018 года было проведено расширенное заседание по рассмотрению вопроса «О состоянии законодательного обеспечения функционирования и развития учреждений профессионального предвысшего образования (что по учредительным документам имеют статус высших учебных заведений I‑II уровней аккредитации)». Одним из основных положений Решение этого заседания была рекомендация Министерству образования и науки Украины осуществить согласование и поэтапные доработки рабочей группой альтернативных законопроектов о профессиональном предвысшем образовании с целью выработки единого согласованного проекта Закона Украины «О профессиональном предвысшем образовании».
Рабочая группа, созданная Министерством образования и науки Украины, была расширена и дополнена новыми членами и насчитывала около ста человек.
16 июля 2018 года был внесен доработанный проект Закона о профессиональном предвысшем образовании (рег. № 8321 (доработанный), поданный народными депутатами Украины Марченко А.А., Литвиным В.М., Констанкевич И.М., Кириленко И.Г. и другими (вместе 257 народных депутатов Украины).
Главное научно-экспертное управление в своем экспертном заключении высказывает ряд замечаний к двум законопроектам, вместе с тем, считает, что по результатам рассмотрения в первом чтении законопроект с рег. № 8321 может быть принят за основу при условии учета высказанных замечаний и предложений. В обобщающем выводе к альтернативному законопроекту с рег. № 8321‑1 изложено, что на рассмотрении Верховной Рады Украины находится законопроект № 8321 от 24.04.2018 г., который имеет аналогичный смысл и предмет регулирования и который Главное управление рекомендовало принять за основу.
Несмотря на все, по результатам анализа вышеупомянутых альтернативных законопроектов, экспертные выводы всех заинтересованных сторон (центральных органов исполнительной власти, научных учреждений, общественных организаций) свидетельствуют о том, что концептуальные положения вышеупомянутых законопроектов разные, но ни один законопроект не балансирует дискуссионные позиции этих сторон по дальнейшем функционировании техникумов, колледжей и приравненных к ним училищ в новых реалиях, а потому не сможет обеспечить условия перспективного развития как отдельного звена образования — профессиональной предвысшей, так и сферы образования в целом. Отдельные положения законопроектов противоречат образовательном и бюджетному законодательству.
Рабочей группой, созданной на базе Министерства образования и науки Украины, продолжалась работа над законопроектом о профессиональном предвысшем образовании, но уже с позиции согласования положений обоих зарегистрированных альтернативных законопроектов.
В работе над согласованным законопроектом принимали участие народные депутаты Украины, представители общественных организаций, государственных учреждений, работники университетов и колледжей различного направления, эксперты. Среди них: представители отраслевых министерств, Государственного учреждения «Центральный методический кабинет подготовки младших специалистов Министерства здравоохранения Украины», Государственного учреждения «Научно-методический центр информационно-аналитического обеспечения деятельности высших учебных заведений «Агрообразование», Ассоциации учебных заведений Украины частной формы собственности, Федерации работодателей Украины, Союза Совета директоров вузов I‑II уровня аккредитации, Совета ОО «Всеукраинская Ассоциация работников высших учебных заведений I‑II уровня аккредитации» и другие представители образовательного среды.
Обсуждение законопроекта осуществлялось также на региональных совещаниях, организованных Министерством образования и науки Украины. В феврале 2019 года было проведено 17 таких совещаний, в которых приняли участие около тысячи человек.
Сегодня завершилась разработка и общественное обсуждение согласованного и доработанного проекта Закона Украины «О профессиональной предвысшем образовании».
По итогам работы, на заседании Комитета были поддержаны и согласованы ключевые позиции согласованного законопроекта и положений, вошедших в доработанную редакцию законопроекта о профессиональном предвысшем образовании № 8321 (доработанный).
По результатам обсуждения основного и альтернативного законопроектов Комитет в соответствии с частью четвертой статьи 93, части второй статьи 110 Закона Украины «О Регламенте Верховной Рады Украины», статей 12, 15 Закона Украины «О комитетах Верховной Рады Украины», принял решение подать разработанный рабочей группой, члены которой представляли различные заинтересованные стороны, доработанный законопроект, который согласовывает позиции обеих зарегистрированных законопроектов и призван обеспечить поступательное развитие учреждений образования.
Цель изменений
Целью законопроекта является определение ключевых принципов, на которых должна основываться государственная политика по профессиональном предвысшем образовании, создание основы для проведения системной реформы с целью формирования кадрового потенциала в соответствии с потребностями граждан, рынка труда и перспектив развития национальной экономики.